Афонский старец говорил о том, что дьявола не зря называют лукавым. Он видит человеческие слабости и действует хитро и целенаправленно: если человек склонен к проявлению духовной слабости в какой-то сфере, нечистый будет подталкивать его именно в этом направлении, чтобы обмануть и прельстить. Даже чистые помыслы и хорошие намерения лукавый может так извратить, что они пойдут не на пользу человеку.
Старец Паисий рассказывал о том, как дьявол искушал его в начале монашеского пути, заставляя брать на себя ношу не по силам. Зная склонность праведника к поклонам, нечистый подталкивал монаха кланяться до полного физического и морального истощения, доведя молодого инока до отчаяния. Паисий Святогорец признавался, что в некоторые моменты он мечтал о том, чтобы у него отнялись ноги — это стало бы уважительной причиной больше никогда не делать поклонов. Геронда признавался, что он с трудом выдержал это искушение, взяв на себя обязательства свыше своих сил.
Приступая к какому-то делу люди должны помнить, что Господь — не тиран, чтобы их мучить. Не следует подвизаться с нездоровой схоластичностью, чтобы потом задыхаться от душевной тревоги — в таких действиях нет того, что будет угодно Богу. Когда человек развивает в себе любочестие, к христианским подвигам его подталкивает любовь к Всевышнему. В таких действиях не будет места лукавству, эгоизму и гордыне, следовательно — это пойдет на пользу человеческой душе и будет приятно Господу.
Если человека одолевает духовная тревога, он должен вспомнить, что Христос — это любовь, милость, добро и утешение. Если же человек стремится приблизиться к Нему, но чувствует страх и отчаяние — он что-то делает не так. Такому человеку следует на минутку остановиться, переосмыслить жизнь и попросить у Господа мудрости для того, чтобы решить этот вопрос и найти верный духовный путь.