1. Первые иконы. Согласно традиции, первые иконы написал апостол и евангелист Лука. Это были иконы Христа и Богородицы.
2. Антропичность. На иконе может изображаться только человек, и его не моет заменить животное или символ. Ещё на пятом вселенском соборе, который состоялся в 692 году, было предписано «отказаться от абстрактных символов и любой метафизической концепции в религии».
3. Прямой взгляд. Вы заметили, что святые на иконах обычно смотрят прямо? Это специальный приём, который позволяет изображенному на иконе как бы выйти за пространство изображения.
4. Статичность. В иконописных сюжетах динамика и движение сюжета сведены к минимуму, а любое действие передаётся через символы и знаки. Еще в Византии любая моторика, беспокойство и излишняя активность ассоциировалась с бесовским, поэтому принцип статики на иконах строго соблюдался.
5. Отсутствуют движения тела. По той же причине в изобразительном повествовании иконы отсутствуют движения тела, такие как ходьба или бег — на иконе нет места суетности.
Тем не менее, движение на иконе может выражаться символически. К примеру, наклон фигуры означает молитву, а если фигура подпирает лицо рукой, это символизирует горе.
6. Отсутствие мимики. Лица святых всегда расслаблены и статичны — по той же самой причине.
7. Движение в пейзаже — но роль движения в иконе берёт на себя пейзаж. К примеру, вода в реке, или так называемые «горки» — скалы, которые рисуются в виде волн. Движение так же может присутствовать в складках одежды.
8. Нечисть на иконах изображается всегда в движении и всегда в профиль. Нечисть вообще на иконах изображается крайне редко, и только в определённых сюжетах. Бесы на иконе никогда не будут смотреть прямо.
9. На иконах никогда не изображаются тени. И даже персонажи не имеют светотеневых характеристик. Данный принцип подчёркивает то, что икона — это внеземной образ, он оторван от земной реальности. Икона призвана свидетельствовать о реалиях духовного мира.
10. На иконах не может быть изображен страх. Апостол Павел говорил: «Где любовь, там нет страха».
11. Рамки и границы. Уставная православная икона всегда имеет рамку — ковчег, которая символизирует окно из мира горнего в мир дольний.
12. Двухмерность. Икона всегда пишется как двумерное изображение — всякая иллюзорность изображения по сути является элементом фальши и в иконе недопустима.
13. Эффект амфитеатра. Композиция на иконе выстроена таким образом, что фоновые и боковые элементы выходят на передний план, создавая эффект амфитеатра, что оптически как бы забирает зрителя (молящегося) в Божественное пространство.
14. Ничего лишнего. В иконе практически не бывает второстепенных деталей — каждый элемент находится на своём месте и несёт свою символическую нагрузку.
15. Линия горизонта на иконах занижена. Но это скорее изобразительный приём, чем принцип: он придаёт сюжету монументальность, а персонажам — эффект парения.
16. Другое восприятие времени. На иконе никогда не изображается процесс, всегда только фиксированное событие, которое призвано находится вне времени. Время на иконах эсхатологично — это вечность, всё словно замерло в одной точке.
Поэтому Иоанна Крестителя можно увидеть на иконе с его собственной усечённой головой. На житии святых представлены все события жизни от рождения до смерти. Младенец Христос на иконе Рождество Христово часто имеет все черты взрослого человека. На иконе Преображения Господня кроме самого Преображения можно увидеть восхождение Христа и апостолов на гору Фавор и схождение их с горы.
Кстати, в западном искусстве движения, наоборот, изображаются как бесконечные. Эсхатологическое понятие времени восточных икон более близко христианскому понятию.
17. Другое восприятие пространства. Помните, как изображаются архитектурные постройки и природа? Даже персонажи часто изображаются разными по размеру, подчиняясь иерархии по отношению друг к другу.
Изображаемое на иконах призвано быть выше, чем пространство, выше, чем время, выше, чем сущее.
Слово «зритель» вообще неуместно по отношению к иконе. Созерцание иконы — это встреча со святым, это созерцание события. Это не имеет ничего общего со служением «идолу», это общение с изображенным святым.