Мадам Дефицит
В мае 2012 г. Карл Лагерфельд устроил в Версале показ круизной коллекции одежды, главной героиней которого стала Мария-Антуанетта — последняя королева Франции и первая в истории моды икона стиля. Неизвестно, во сколько французскому кутюрье обошлась коллекция «в стиле рококо», зато в распоряжении Ее Величества имелись толпа прислуги и безразмерный бюджет, который она не стесняясь тратила на развлечения, наряды и модисток
Во времена Марии-Антуанеты женщина считалась украшением интерьеров и своим видом должна была тешить взоры тех, кто на нее смотрел. Так, Луи XV (дедушка Людовика XVI, мужа Марии-Антуанетты) ужаснулся, когда узнал об отсутствии у будущей королевы Франции (в то время юной эрцгерцогини Австрийской) привычки ухаживать за своим лицом и телом. Он настоял на том, чтобы к ней прислали французских парикмахеров и наряды. А также французского дантиста для исправления ее кривых зубов и убеждения чистить зубы чаще, чем она привыкла это делать.
«Голубиная вода»
Мария-Антуанетта с успехом освоила французскую «науку красоты» и даже обзавелась собственными рецептами. Например, каждое утро Ее Величество протирала лицо «голубиной водой» (Eau Cosmetique de Pigeon). Рецепт этой «королевской воды» опубликован в книге «Туалет здоровья, красоты и моды» в 1834 г (The Toulette of Health, Beauty and Fashion).
«Возьмите по одной унции сока водяной лилии, дыни, огурца и лимона; брионию, дикий цикорий, цветы лилии, огуречную траву и бобы (каждого по горсти); восемь тушеных голубей. Все ингредиеты смешайте и положите в дистиллятор, добавив четыре унции тщательно измельченного кускового сахара, одну драхму буры, столько же камфары, крошки от трех французских булочек и пинту белого вина. Оставьте смесь настаиваться на семнадцать-восемнадцать дней, а затем приступите к дистилляции, после чего вы получите „голубиную воду“, которая улучшит состояние вашей кожи».
Затем лицо протиралось сужающим поры тоником под названием Eau des Charmes и «отбеливающим» лосьоном Eau d’Ange. Заканчивалась утренняя процедура нанесением на лицо белой краски и ароматизированной белой пудры. Глаза подводились сурьмой, на брови, ресницы и губы наносилась помада и большое количество румян — на щеки.
За своими руками королева тоже ухаживала ежедневно, вернее еженощно. Ложась спать, она надевала перчатки, пропитанные миндальным маслом, розовой водой и воском.
Не уподобляясь большинству придворних Версаля (которые если и мылись, то весьма редко), Мария-Антуанетта часто принимала ванну, но всегда при этом надевала фланелевую рубашку, чтобы сохранять благопристойность. Она намыливалась ароматизированным мылом (с добавлением бергамота, амбры и трав), растиралась муслиновыми (кисейными) мешочками, наполненными отрубями, сидя при этом на большой подушке, набитой кедровыми орешками, семенами льна и сладким миндалем.
Парфюмерные тонкости
Парфюм был абсолютной необходимостью в Версале. Во дворе обитали тысячи людей и лишь некоторые из них заботились о своей гигиене. Королевский двор в прямом смысле вонял. Для того чтобы в комнате королевы приятно пахло (не смотря на окружающие запахи), в ней всегда стояли вазы со свежими цветами и лежали мешочки с сухими травами и цветами (апельсиновым цветом, розой, лавандой, лимоном, фиалкой). Все эти ароматы присутствовали и в парфюме Ее Величества. Особенно она любила простые ароматы фиалки и апельсинового цвета.
Платья на все случаи жизни
У Марии-Антуанетты была огромная коллекция одежды. Будучи королевой Франции она не могла позволить себе появиться на публике в одном и том же туалете дважды. Придворный этикет также требовал, чтобы королева три раза в день переодевалась в другое платье. Например, чтобы посетить ежеутреннюю мессу, Мария-Антуанетта надевала платье из шелка или бархата. Затем она переодевалась в платье более комфортное, сшитое из муслина или хлопка. Наконец, в конце дня Ее Величество выбирала роскошный наряд для бала, ужина, концерта или другого вечернего мероприятия.
Каждое лето она заказывала 36 новых платьев и столько же — для зимнего сезона. И каждую неделю — 4 пары новых туфель. Королева также носила ароматизированные перчатки, ей требовалось постоянно не менее 18 пар.
800px-The_Tuilleries,_20th_June_1792 (700×602, 528Kb)
Нападение черни на Тюильри. Мария-Антуанетта защищает своих детей
Роза Бертен, модистка французской королевы, утверждала, что Мария-Антуанетта имела 12 зимних парадных платьев, 12 простых платьев и 12 платьев на каркасе, который называли «панье» (фр. panier — «корзина») или «фижмы» (нем. fischbein — «рыбья кость, китовый ус»). Каркас изготавливался из ивовых или стальных прутьев, или из китового уса. Платья на фижмах Ее Величество надевала на «карточные» вечеринки и приватные ужины.
Летние и весенние туалеты она носила также осенью. В конце каждого сезона наряды перешивались заново, если Ее Величество не желала оставить часть из них в прежнем виде.
Отдельно надо сказать о платьях из муслина и хлопка. Они только начинали входить в моду и каждый сезон не «обновлялись». Обычно их носили в течение нескольких лет.
На гардероб королевы тратились огромные средства. 120 тысяч ливров в дворцовой казны Ее Величество «спускала» только на платья. Ее пристарстие к дизайну платьев Розы Бертен (который обходился от 1000 до 8000 ливров за каждое платье) приводило к тому, что бюджет часто перерасходовался. Недаром Марию-Антуанетту прозвали Мадам Дефицит.
Chamber: утренняя церемония
Каждое утро после пробуждения глава королевской прислуги приносила Ее Величеству gazette des atours — большую книгу, в которой собирались образцы всех тканей, из которых были сшиты платья Марии-Антуанетты. Она булавками отмечала три платья, которые намеревалась надеть в течение дня. Выбранные наряды приносили в королевские апартаменты в корзине, закрытой зеленой тканью.
Только после этого Ее Величество могла начинать одеваться. Комната наполнялась придворными, которые старались привлечь внимание Марии-Антуанетты в надежде стать ее фаворитом или фавориткой. В письме к матери она писала: «В двенадцать часов пополудни проводится так называемый Chamber, куда могут прийти все, кто не принадлежит к обычному кругу. Я накладываю румяна и мою руки перед всем миром; мужчины выходят, женщины остаются; и затем я одеваюсь в их присутствии».
Гардеробная Ее Величества
Королевская коллекция одежды умещалась в трех гардеробных комнатах. Наряды лежали на полках или развешивались в шкафах. В комнатах также стояли большие столы, на которые складывали платья, чтобы потом аккуратно их упаковывать.
Королевская гардеробная была открыта для публики, как и большинство помещений Версаля. Любой прилично одетый посетитель мог заглянуть и восхититься великолепием королевских нарядов.
Законодательница мод
Марию-Антуанетту можно по праву назвать законодательницей новых модных тенденций, повлиявших не только на ее современников, но и на последующие поколения. Вот лишь некоторые из «модных изобретений» Ее Величества.
Неглиже. Королева придумала белое муслиновое платье, которое больше напоминало ночную сорочку и получило название «неглиже». Сначала это новшество воспринималось публикой крайне негативно, однако впоследствии все модные дамы двора начали одеваться в похожем стиле.
Чокеры. Желая выглядеть юной, королева прятала места, выдававшие возраст. Руки — под перчатками, а дряблая шея скрывалась за чокерами — атласными лентами, расшитыми узорами и камнями.
Мюли. Мария-Антуанетта также способствовала развитию обувной моды. Она носила туфли на каблуке настолько высоком, что удержаться от падения можно было только опираясь на трость. Позже туфли трансформировались в мюли — изящные шлепанцы на невысоком каблуке с мыском, едва закрывавшим пальцы.
Мужские костюмы. Королева, приехав на охоту в камзоле и кюлотах, ввела в моду мужские костюмы и жакеты-фраки. Девушки надели мужские шляпы.
Цветочный принт. Во время правления Марии-Антуанетты стали популярными ткани с узорами в виде цветов, букетов и растительных орнаментов. С тех пор цветочный принт вошел в моду и популярен по сей день.