Когда говорят о том, что судить людей нельзя, приводят поговорку про чужую обувь: мол, надень обувь человека и пройди по его дорогам, тогда и суди. В нашем подсознании обувь связана с дорогой жизни, с судьбой. И со следом на земле, с «отпечатком» человека. Раньше по следу выслеживали враги. И по следу колдун наводил порчу. В деревнях выкапывали отпечаток ноги вместе с почвой и сушили в печной трубе. Считалось, что и сам человек начнёт сохнуть и чахнуть. А потом погибнет от злого чародейства.
Носить чужую обувь нельзя. Кстати, учёные это подтверждают. Обувь очень быстро принимает форму стопы владельца, все дефекты и особенности его ноги. «Впитывает» походку хозяина. И всех микробов, конечно. Одежду можно постирать, а вот обувь трудно полностью дезинфицировать. Пожалуй, нет ничего более индивидуального, персонального, чем обувь.
Конечно, бедному человеку выбирать не приходится. Он берет то, что дают; донашивает чужую обувь и остаётся бедным. Он словно принимает на себя чужие проблемы и несчастья чужой судьбы; дохаживает дорогу жизни. А раньше обувь носили очень долго; те же сапоги были целым состоянием для крестьянина. Их берегли, хранили от воров, старались сохранить подольше… Сапоги буквально впитывали в себя судьбу и жизнь владельца, все его пути-дороги, болезни и проблемы, да и физические испарения. И носить чужие сапоги было чревато.
Носишь чужую обувь — идёшь не своей дорогой жизни. Не ходишь, а дохаживаешь, не носишь, а донашиваешь. Дарить обувь тоже опасались — новая «обувка» уведёт человека от нас. Купить кому-то обувь можно. Но не в подарок, а просто так. А вот дарить на праздник не рекомендуется.
Обувь надо зорко беречь от врагов, такие было правило. Обувь — прослойка между телом человека и матерью сырой землёй, подземным миром. Когда наводили порчу, использовали след человека, а ещё лучше — его обувь. Ее не постирать. Носят обувь долго, дольше одежды обычно. И она связана одновременно с телом живого человека и с землёй. Поэтому наговоры на обувь были очень распространены. Простейшая злая магия была такая: незаметно поставить ботинки мужа, например, задниками к задникам туфель жены. Носками врозь. Супруги непременно поссорятся. А если украсть один сапог от пары и закопать его на кладбище, последует гибель хозяина. Эти чёрные обряды описаны в книгах антропологов и собирателей фольклора.
Иногда люди переобуваются на работе и оставляют сменную обувь в открытом доступе. Лучше не делать так; из соображений гигиены. Мало ли, кто примерит ваши туфли? И из соображений психогигиены; на обувь могут излить свою ненависть и зависть недоброжелатели. Подсыпать что-то или иголки положить. Так балеринам их завистницы сыпали битое стекло в пуанты…
На телекомпании одна женщина купила у знакомой очень хорошие сапоги. Очень красивые, почти новые. Через некоторое время в ее семью пришли несчастья: погиб взрослый сын, умерла мама, муж тяжело заболел и был при смерти. В этих сапогах прежняя владелица перехоронила всю свою семью, вот что это были за сапоги. Похоронные сапоги. А потом от наступившей бедности продала дорогую обувь. Почти новую. И теми же дорогами пошла и покупательница сапог…
Может, это совпадение. Но многозначительное совпадение, как это называл Юнг. Совпадения указывают на скрытые связи между событиями. Если ребёнок донашивает обувь старшего — наверное, в этом нет ничего опасного. Кроме дефектов и особенностей стопы, правильно? А вот взрослый человек может принято вместе с ношеной обувью и что-то серьёзное, даже опасное. Без крайней необходимости не стоит донашивать чужую обувь. И за своей надо получше смотреть. Люди разные. И на что способны недоброжелатели — это загадка для доброго человека.