Сжечь кадры со Сталиным.
После разоблачения так называемого «культа личности Сталина», пришедший к власти Хрущёв занялся методическим и маниакальным вытравливанием образа покойного вождя их народной памяти. Он хотел не просто очернить Сталина, но и чтобы все забыли о нем, как будто его и не было. Я уже писал о том, как выкидывались слова о Сталине из песен. Но, как известно, с ленинских времен важнейшим из искусств в СССР считалось кино. Поэтому Хрущёв распорядился, чтобы все сцены, связанные со Сталиным были вырезаны из кинокартин. Ведь даже после хрущёвских разоблачений, люди в кинотеатрах, при появлении Сталина на экране, начинали аплодировать.
Сделать это было сложнее, чем убрать слова из песен. Но, все же, не так уж и трудно. Ведь при Сталине, который якобы всячески поощрял культ своей личности, не было снято не одного фильма, где он выступал бы главным персонажем. Вождь появлялся на экране в небольших эпизодах, которые легко можно было изъять. И что самое интересное, работа по такому изъятию исподволь ведется до сих пор.
Но обо всем по порядку. Хрущёв поручил это неблагодарное дело известному режиссеру Михаилу Ромму, который, кстати, был лауреатом пяти (sic!) Сталинских премий. Известен современному зрителю в основном по картине «Адмирал Ушаков» и документальному фильму «Обыкновенный фашизм». Ромм всегда тонко чувствовал, куда ветер дует. Для начала он купировал два собственных фильма «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году», убрав оттуда эпизоды со Сталиным. Затем принялся за наиболее ненавистную Хрущёву картину М. Чиаурели «Падение Берлина». В этом фильме Сталина играл Михаил Геловани. «Штатный» Сталин советского кинематографа (между прочим, урожденный князь).
Пожалуй, это действительно единственный фильм, где Сталина слишком много. Но и тут главным героем выступает не вождь, а бывший сталевар, солдат Иванов, который проходит всю войну и штурмует рейхстаг. Наградой ему становится любимая девушка Наташа, угнанная в немецкий плен. Думаю, особую ярость Хрущёва вызвала финальная пафосная сцена, где Сталин прилетает на самолете в поверженный Берлин прямо к рейхстагу, где его приветствуют воины-победители, а также народы освобожденной Европы. Конечно, фильм мало реалистичный. Но сейчас подобную картину отнесли бы к жанру «супергеройского» кино и ничего предосудительного в ней не нашли бы. Известно, что сам Сталин относился к картине с юмором. Существует даже приписываемая вождю «рецензия» на свой образ в фильме: «Неужели я такой красивый и такой глупый?».
Вырезать всего Сталина из «Падения Берлина» не получилось, поэтому его просто изъяли из проката и «положили на полку». Но зато Ромм знатно покромсал многие картины выдающихся режиссеров. Наиболее полный список фильмов, подвергшихся цензуре, приведен в монографии Льва Балаяна «Сталин и Хрущёв». Вот они, жертвы Ромма:
«Великое зарево», «Клятва», «Незабываемый 1919-й год» реж. Чиаурели; «Человек с ружьём» реж. Юткевич; «Выборгская сторона» реж. Козинцев и Трауберг; «Валерий Чкалов» реж. Калатозов; «Александр Пархоменко» и «Донецкие шахтёры» реж. Луков; «Оборона Царицына» реж. братья Васильевы. Сцены со Сталиным были вырезаны, и чтобы больше угодить Хрущёву Ромм распорядился сжечь пленки. Но как говорил Билли в фильме «Человек с бульвара капуцинов»: «искусство не горит». Неожиданно на защиту поруганных фрагментов встал «Госфильмофонд» и забрал их в свои хранилища. Впоследствии, большинство картин были восстановлены.
Но духовные наследники Хрущева остались. Иначе как объяснить скандал 2016 года, когда «Пятый канал» демонстрируя в течение всего дня киноэпопею «Освобождение» (реж. Юрий Озеров", 1972 г.), вырезал из нее сцены со Сталиным. В частности самое начало фильма, где Сталин с Жуковым и Василевским обсуждают стратегические планы битвы на Курской дуге.
И еще несколько ключевых эпизодов. Конечно телевизионщики, могли оправдать себя тем, что эфирная сетка «не резиновая» и фильмы часто приходится сокращать. Но почему были вырезаны именно ключевые эпизоды со Сталиным? Думаю это понятно, ведь «Освобождение», пожалуй, самый объективный по отношению к вождю советский фильм постсталинской эпохи.