В старинном городке Аудеватер в провинции Южная Голландия до сих пор работают уникальные «Ведьмины весы».
В середине XVII века студент-богослов Николас Бореманс, посетивший торговый город Аудеватер, что в 25 милях от Утрехта, в послании к другу описал поразившую его церемонию «взвешивания ведьм».
Дело происходило так: после визита к повитухе (для женщин) или секретарю Ратуши (для мужчин) потенциальную ведьму или колдуна переодевали в белую рубаху и вели в Весовую палату.
Там бургомистр в присутствии важных городских чиновников взвешивал жертву на весах, служивших коммерсантам Аудеватера с 1482 года.
Если вес был адекватен росту и телосложению жертвы, измерение признавали «нормальным» и выписывали Сертификат — пожизненное доказательство невиновности.
Чисто женское преступление
Теоретическое обоснование легкого веса ведьмы — надо было летать на метле.
«В эпоху Позднего Ренессанса охота на ведьм бушевала по всей Европе, — рассказывает Махтельд Левенштейн, иторик и искусствовед, чей фундаментальный труд о «ведьмах в европейской живописи XV—XVI вв.еков» вскоре будет опубликован в Голландии. — «Первые преследования начались в Савойе, в Швейцарских Альпах, в Северной Италии, а оттуда кампания борьбы с нечистой силой распространилась на остальную Европу».
По словам Махтельд Левенштейн, в Нидерландах дела обстояли значительно лучше, чем, к примеру, в соседней Германии: из 50 тысяч европейцев, сожженных и замученных по обвинению в сговоре с дьяволом, на территории Голландии погибло всего 200.
«80% казненных были женщины. Вообще колдовство считалось «женским преступлением» — оно ассоциировалось с хитростью, магическими чарами и даром сексуального обольщения," - продолжает Левенштейн.
Обвинение в «дьявольщине» в те времена было эффективным способом борьбы с преуспевающим соседом, состоятельным коммерсантом или несимпатичным чужаком.
Если соседская корова давала больше молока или торговля в конкурирующей пивоварне шла чересчур бойко — завистники видели в этом «улики» дьявольского вмешательства.
В 1530 году в Амстердаме прошел громкий судебный процесс, на котором семейство богатых пивоваров обвиняло знаменитых конкурентов в том, что они изготовляют свое пиво в сговоре с нечистой силой.
Проверка на «дьявольщину»
Поскольку для вынесения смертного приговора требовалось признание жертвы, обвиняемых жестоко пытали.
Самым популярным было «испытание водой»: подозреваемую, связанную по рукам и ногам, бросали в воду — если жертва шла ко дну, ее оправдывали, а если несчастной удавалось остаться на плаву — ей помогал дьявол.
Опытные инквизиторы кололи подозреваемых иглами, и если находили онемевший, нечувствительный участок кожи, — смертный приговор был подписан.
Современные исследователи полагают, что у некоторых жертв от нервного потрясения развивалась экзема, вызывавшая частичную потерю чувствительности.
Взвешивание тоже входило в стандартный набор проверки на «дьявольщину», и обычно проводилось с полным пренебрежением к законам физики.
Известны случаи, когда взрослых женщин после взвешивания объявляли ведьмами, потому что они весили так мало, что могли летать на метле.
Уникальность Весовой Палаты Аудеватера была как раз в том, что здесь «ведьм» взвешивали честно. Именно честность принесла городу европейскую славу.
К началу XVII века сюда приезжали обвиняемые не только со всей провинции, но и из соседней Германии. Ехали беременные женщины, почтенные мужи, а иногда — целые семьи с детьми.
Немецкие специалисты обнаружили хронику 1624 года, в которой рассказывается о суде над «ведьмой».
В качестве доказательства своей невиновности женщина предъявила сертификат из Аудеватера.
В чем же загадка этого симпатичного городка? Почему рыночная палата, где взвешивали продукты местного производства — пеньку, корабельные канаты и сыр — в разгар охоты на ведьм приобрела легендарную репутацию «суда по правам человека»?
В небольшом городке Полсбрук проходил судебный процесс над юной красивой девушкой, обвиняемой в колдовстве. Несмотря на обличающие показания свидетелей, молодая «ведьма» держалась стойко, и тогда судья, рассчитывая получить решающую улику, распорядился взвесить её.
Пронырливый весовщик объявил, что вес девушки составляет всего шесть фунтов. Но «колдунья» и под пыткой продолжала упорствовать, заявив, что весы, очевидно, неправильные.
На этом процессе присутствовал император «Священной Римской империи» Карл V.
Тронутый красотой, а, главным образом, силой духа обвиняемой, монарх приказал провести повторное взвешивание, но на других весах, в соседнем городке Аудватер.
Тамошний весовщик оказался не только честным, но и мужественным человеком и не побоялся объявить, что вес девушки соответствует норме.
После этого Карл, удовлетворённый исходом испытания, даровал Аудватеру особую привилегию, смысл которой заключался в том, что главные весы этого городка были признаны эталонными для всей округи!
Возможно, это лишь легенда, но обстоятельства сложились так, что в скором времени слава о правильных аудватерских весах широко распространилась не только по всем Нидерландам, но и в германских княжествах, где охота на ведьм проводилась с особой свирепостью.
В 1556 году Карл V вынужден был отречься от короны, и на престол взошёл его сын Филипп II — испанский король, фанатичный поборник инквизиции, сторонник массовых репрессий в отношении еретиков и, конечно же, ведьм.
Полагая, что зависимые от него Нидерланды вносят в королевскую казну слишком мало налогов, Филипп направил туда войска во главе с герцогом Альбой, жестокость которого вошла в поговорку.
При Альбе костры инквизиции вспыхнули с новой силой, осуждению нередко подвергались даже судьи, выносившие, по мнению герцога, мягкие приговоры.
«Топор палача и костёр инквизиции — вот единственно надёжные средства управления «недосожжёнными еретиками», — любил повторять этот испанский гранд.
Число казнённых по его воле исчислялось тысячами. Тогда-то многие состоятельные люди, в надежде заранее обзавестись своеобразной страховкой, устремились в Аудватер, чтобы взвеситься на знаменитых весах и получить сертификат о своём «правильном» весе.
В свою очередь, городские власти Аудватера, видя столь массовый наплыв паломников, поставили этот процесс на поток, превратив его в прибыльный бизнес. Процедура взвешивания была расписана до мелочей.
Сначала испытуемых тщательно обыскивали, дабы удостовериться, что те не прячут под одеждой тяжёлых предметов. Само взвешивание происходило в Доме весов в присутствии секретаря городской управы, присяжных, весовщика, а также многочисленных зрителей.
Затем составлялся особый сертификат, в котором подпись ответственных лиц скреплялась городской печатью. Этот документ бургомистр торжественно вручал заявителю в ратуше. За каждое удостоверение взималась плата — шесть гульденов, сумма по тем временам весьма значительная. Важно отметить, что в сертификате даже намёком не упоминалось о колдовстве. Речь шла только о том, что взвешивание проводилось по просьбе означенного лица, которое, дескать, может распорядиться сертификатом по своему усмотрению.
При этом к самому акту взвешивания все его участники относились с исключительной серьёзностью. Многие из испытуемых волновались так, что падали в обморок, не успев взойти на весы. Случалось и такое, что иной заявитель, уже внёсший плату, внезапно исчезал из города, как бы страшась предстоящего испытания.
Но те, кто получал заветный документ, обретал и вместе с ним и уверенность: ведь такой сертификат освобождал, пускай и формально, его владельца от подозрений в общении с дьяволом. Имена всех лиц, взвесившихся на городских весах, вносились в особые протоколы, которые сохранились в архивах Аудватера до наших дней.
Паломничество в Дом весов небольшого городка продолжалось вплоть до второй половины XVIII века, когда «охота на ведьм» пошла на спад. Но взвешивания подобного рода продолжались и позднее, например, в случаях, когда той или иной персоне требовалось опровергнуть слухи о своей причастности к колдовству и сплетни, распускаемые злыми языками.
Историк Махтельд Левенштейн считает аудеваторские Сертификаты любопытным свидетельством зарождения гражданского права в Нидерландах.
В конце XVI века ученые-юристы из только что созданного Нового Университета в Лейдене впервые оспорили законность преследования ведьм с точки зрения гражданского, а не религиозного права.
«Профессора из Лейдена не отрицали существование ведьм, но утверждали, что найти убедительные доказательства сделки с дьяволом невозможно. А раз нет доказательств, значит не может быть и суда! — поясняет Левенштейн. — Голландия была единственной европейской страной, где охоту на ведьм начали рассматривать в контексте гражданской юриспруденции.»
Директор аудеваторского музея Heksenwaag («Ведьмины весы») Джанетт Блейк полагает, что правители Аудеватора настолько дорожили коммерческим статусом города, что не позволяли себе жульничать.
На рубеже XVI и XVII веков, т. е. к началу голландского Золотого Века, Аудеватер стал крупнейшим производителем корабельных канатов, потребность в которых была колоссальной и в торговом, и в военном флоте.
Аудеватер поставлял изделия из пеньки Ост- и Вест-Индской компаниям, а городские весы были гармонизированы с весами в Гауде.
«Наши чиновники дорожили репутацией Весовой палаты и, кроме того, честное взвешивание «ведьм» приносило им прибыль. Ведь за то, чтобы взвеситься в Аудеватере и получить Сертификат, нужно было платить — и бургомистру, и городским чиновникам, и судьям… Чтобы защитить свое доброе имя, нужны были деньги. Большие деньги», — рассказывает Джанетт Блейк, директор музея Heksenwaag.
В небольшом голландском городке Аудеватер / Oudewater до сих пор действуют как туристический аттракцион старинные «ведьмины весы», где за небольшую плату можно взвеситься и получить Сертификат о том что ты не являешься ведьмой или колдуном.