Место для рекламы

Женские истории: Таис Афинская

Таис — одна из претендентка на роль главной фаворитки Александра Великого в исторических и не очень свидетельствах. Родившаяся в 354 году до н. э. в Спарте, она оказалась лишь на два года старше будущего императора, а известность ее была на достаточной высоте, чтобы к семнадцати годам получить в обществе прозвище «четвертая харита» (то же, что древнеримская грация), — ведь по классической традиции этих мифических прелестниц всего три.

Таис не вдохновила ни единого скульптора или художника, никто не запечатлел красоту её тела и лица. О ней почти нет упоминаний и в летописях. Словно само провидение позаботилось о том, чтобы об этой гетере не осталось никакой памяти. И всё же о ней знают, её помнят, а всё — благодаря её крайне эксцентричному и, одновременно, патриотичному поступку… Так кто же она — Таис Афинская и что она сделала?

«…Птолемей не мог оторвать взгляда от незнакомки, как богиня возникшей из пены и шума моря. Медное лицо, серые глаза и иссиня-черные волосы — совсем необыкновенный для афинянки облик поразил Птолемея.

Позднее он понял, что медноцветный загар девушки позволил ей не бояться солнца, так пугавшего афинских модниц. Афинянки загорали слишком густо, становясь похожими на лилово-бронзовых эфиопок, и потому избегали быть на воздухе неприкрытыми.

А эта — меднотелая, будто Цирцея или одна из легендарных дочерей Миноса с солнечной кровью, и стоит перед ним с достоинством жрицы. Нет, не богиня, конечно, и не жрица эта невысокая, совсем юная девушка.

В Аттике, как и во всей Элладе, жрицы выбираются из самых рослых светловолосых красавиц. Но откуда ее спокойная уверенность и отточенность движений, словно она в храме, а не на пустом берегу, нагая перед ним, будто тоже оставила всю свою одежду на дальнем мысу Фоонта? Хариты, наделявшие женщин магической привлекательностью, воплощались в девушках небольшого роста, но они составляли вечно неразлучное трио, а здесь была одна!»

Так начинается книга Ивана Ефремова «Таис Афинская», благодаря которой уже не одно поколение узнало об этой великой женщине, действительно жившей в Афинах. Но Ефремов воспел не столько красоту гетеры, а сколько её мудрость и отвагу.

В своем романе «Таис Афинская» Иван Ефремов вкладывает в уста некого делосского философа разгадку имени Таис. Тот утверждает, что имя это египетское и переводится как «Земля Исиды». Возможно, это плод авторской фантазии, как и еще два имени, приписываемые Таис: Тию (это имя она получила при тайном посвящении у орфиков) и Фалестра (так звали еще царицу амазонок).

Она была рождена вне брака от некого гражданина Афин одной критской красавицей. Когда стала подрастать, женские гены взяли свое — Таис была вся в маму. Видя это, мать отдала девочку еще в детском возрасте в коринфскую школу гетер, где она получила образование, считавшееся необходимым для девушек.

Образование, между прочим, было таково, что самые знатные особы своего времени, аристократы до мозга костей, государственные мужи и выдающиеся творцы эпохи мечтали провести время в общении с этой «мудрейшей из женщин», когда она была еще совсем юна. Именно после Таис слово «гетера» утратило свой уничижительный оттенок и приобрело уважительное звучание.

О ней ходили легенды, мудрецы со всей Земли искали с ней встречи. Она стала свидетельницей исторических событий своего времени, существенно повлиявших на становление человеческой цивилизации: побед Александра Македонского, основания Александрии, магического блеска Мемфиса. Она была любима монументальными героями древней истории: Александром Великим и Птолемеем I. Наконец, ей, гетере, суждено было стать царицей Египта.

Процитирую Ивана Ефремова:

«…Птолемей не мог оторвать взгляда от незнакомки, как богиня возникшей из пены и шума моря. Медное лицо, серые глаза и иссиня-черные волосы — совсем необыкновенный для афинянки облик поразил Птолемея. Позднее он понял, что медноцветный загар девушки позволил ей не бояться солнца, так пугавшего афинских модниц. Афинянки загорали слишком густо, становясь похожими на лилово-бронзовых эфиопок, и потому избегали быть на воздухе неприкрытыми. А эта — меднотелая, будто Цирцея или одна из легендарных дочерей Миноса с солнечной кровью, и стоит перед ним с достоинством жрицы. Нет, не богиня, конечно, и не жрица эта невысокая, совсем юная девушка. В Аттике, как и во всей Элладе, жрицы выбираются из самых рослых светловолосых красавиц. Но откуда ее спокойная уверенность и отточенность движений, словно она в храме, а не на пустом берегу, нагая перед ним, будто тоже оставила всю свою одежду на дальнем мысу Фоонта? Хариты, наделявшие женщин магической привлекательностью, воплощались в девушках небольшого роста, но они составляли вечно неразлучное трио, а здесь была одна!»

(Около 331 года до н.э. Персеполис (Персия, нынешний Иран) был захвачен Александром Македонским. Во время военного похода за ним следовала известная гетера Таис Афинская. После захвата города Александр вспомнил одно из ее выступлений и попросил ее разыграть прибытие царицы амазонок. По его замыслу Таис должна была сыграть захваченную во время одного из походов царицу амазонок Фалестру, которая по задумке должна стать его женой и поданной.)

Став возлюбленной царя и военачальника, Таис сопровождала его даже в военных походах. Именно во время одного из них, закончившегося полным разгромом персов и захватом царского дворца в Персеполе, Таис и совершила то, о чём с упоением писали многие историки. Особенно красочно описывают его Диодор Сицилийский и Плутарх. Согласно их записям, в павший под натиском македонской армии Персеполь Таис въехала на колеснице.

Обнажив своё прекрасное тело, прикрытое лишь драгоценными украшениями, ничуть не смущаясь множества солдат, приветствовавших её криками, она гордо проехала по двору, была мила и весела на царском пиру, а, дождавшись, когда все присутствующие изрядно выпили, вдруг схватила факел и стала призывать царя и его солдат сжечь дворец.

Ему импонировали ее отчаянная решительность, бесстрашие, не по-женски зажигательное красноречие. Видимо, Таис — одна из немногих женщин в истории, наделенных истинной харизмой. Сколько огня и силы убеждения было в ее призыве сжечь дворец Ксеркса в захваченном в 330 году до н. э. Персеполе! Этому моменту посвящена даже картина Г. Симони. Подняв чашу на праздничном пиру в честь триумфальной победы, она так зарядила царя и всех присутствующих своей энергией убеждения, что зал для пиршеств взорвался овацией.

Подвыпившие и разгорячённые мужчины без лишних слов исполнили её желание. Жемчужина персидской культуры, удивительный архитектурный комплекс — был сожжён до тла и разрушен… Этот её поступок можно было бы осуждать, не зная предыстории, но у Таис действительно были причины отомстить персидским «варварам»: совсем недавно её семья вынуждена была бежать от персидских войск, а вернувшись обратно в Афины, ужаснуться обугленным руинам, в которые превратился великолепный мраморный город. Эта обида глубоко запала в сердце афинянки и она не могла отказать себе в удовольствии отомстить Ксерксу.

Идея сжечь дворец ненавистного Ксеркса, некогда опустошившего Афины, была воспринята как смелый порыв отмщения, справедливого воздаяния за чудовищные преступления персов перед греками. Заканчивая свою речь, огненная спартанка попросила милости у государя разрешить ей, в качестве единственной награды, на которую она когда-либо могла надеяться из его рук, взять факел и сейчас же привселюдно первой бросить его под стены дворца.

Чтобы на все века запечатлеть тот факт, когда женщина ответила на издевательства врага убедительнее всего мужского войска! Смерть варварам! Видимо, ее и впрямь могли считать Фалестридой.(По мнению античных источников (Плутарх, Диодор Сицилийский, Квинт Курций Руф), Таис инициировала поджог дворца Ксеркса в завоёванном Александром Персеполе (330 год до н. э.). По мнению Плутарха, целью Таис была месть Персии за сожжение Ксерксом Афин летом 480 года до н. э. Руф утверждал, что Таис и Александр сожгли дворец, «будучи во хмелю». Но и Плутарх тоже пишет об этом)

Александр выполнил ее просьбу — дворец немедленно занялся и сгорел, как спичка.

«- И пусть люди говорят, что женщины, сопровождающие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота! — потрясая горящим факелом, закончила свою речь воинственная гетера. …И слова её потонули в громком гуле одобрения и рукоплесканий."© Это событие, ставшее самой яркой главой в истории Таис, гетеры из Афин, лишний раз доказывает, сколь велика власть женщины в этом мире. Мудрая женщина может добиться исполнения любого своего желания, яркая — вдохновить на поступки и творческие порывы, а страстная и отважная — повести за собой на любые подвиги и свершения. А если всё это соединить…

Тогда она уже считалась любовницей Птолемея (что не мешало ей, впрочем, быть и наложницей Александра). Так или нет, но почему-то только после смерти царя Птолемей смог позволить себе жениться на Таис.

После кончины Александра и начавшегося раздела империи Птолемей с Таис по праву занимает Египет, да еще перевозит с собой саркофаг, в котором покоится Александр, — тем самым демонстрируя соперникам, где отныне будет располагаться столица государства. Они с Таис женятся — и скоро в царской семье пополнение: Эрена (девочка), Леонтиск и Лагус (мальчики). Однако, несмотря на соблюдение всех необходимых этапов ритуала, Таис не может считаться законной царицей Египта, хотя ей и дарован титул. Соответственно, и дети их наследниками не считаются…

В 317 году до н. э. Птолемей расходится с Таис — причиной раздора стала Береника, следующая жена правителя Египта. Они с Таис делят сферы влияния: она царит в Мемфисе, он — в Александрии. Но, пережив несколько покушений с попыткой отравления и потеряв в результате самых дорогих друзей, Таис понимает, что спокойно ей здесь жить не дадут, и складывает с себя царские полномочия. На этом правдивая история заканчивается и начинаются домыслы: якобы героиня нашего рассказа оказывается в мифическом городе счастья под названием Уранополис, где и заканчивает свои дни. Образ Таис Афинской во все времена вдохновлял живописцев и литераторов, но изображалась она, как правило, фавориткой Александра, а не женой Птолемея, хотя и была фактически царицей Египта.

Таис в культуре

Афинская гетера Таис — героиня комедий «Таис» Менандра (IV—III век до н. э., до настоящего времени не сохранилась) и «Евнух» Теренция (II век до н. э.). Отсылкой к последней служит и упоминание Таис в «Божественной комедии» Данте Алигьери (XIV век)

Опубликовал    17 окт 2019
0 комментариев

Похожие цитаты

Психологи утверждают, что хобби человека – это его несостоявшаяся профессия. Даже власть имущие во все времена иногда отвлекаются на приятные занятия: кому-то ближе поэзия и аристократическая охота, кому-то коллекционирование или живопись.

Маленькие слабости больших людей: чем увлекались российские правители

Ярослав Мудрый — первый библиофил всея Руси

В Древней Руси князья проводили свободное от войн и государственных дел время за пирами да войнами. Первым киевским князем, который обзавёлся хобби, попавшим в летописи, стал князь Ярослав Владимирович по прозвищу Мудрый, который жил приблизительно с 978 года по 1054 год. Говорят, что и прозвище своё он получил благодаря книгам.

Ярослав Мудрый стал первым князем Киевской Руси, кот…

Опубликовала  пиктограмма женщиныИсабель  13 июл 2017

23 мая 1836 года в семье Александра Сергеевича Пушкина родилась младшая дочь Наталья. По воспоминаниям современников, блистательную красоту и умение держаться в свете она унаследовала от матери, а активный характер и талант покорять сердца — от отца. Ее называли «лучезарной» и «прекрасной дочерью прекрасной матери». Уже, будучи подростком, она кружила головы мужчинам, что доставляло матери немало волнений…

Жизнь Натальи Александровны Пушкиной чем-то напоминает сказку: сперва — неудачный брак, д…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  16 апр 2018

Берия: мифы и факты

Обычный, да и не очень обычный человек знает о Лаврентии Берии только две вещи: он был палачом и сексуальным маньяком. Все остальное изъято из истории. Так что даже странно: почему Сталин терпел возле себя эту бесполезную и мрачную фигуру…
Материал предлагается без оценки — «как есть» (as is). Орфография, пунктуация и терминология автора сохранена.
26 июня 1953 года три стоявших под Москвой танковых полка получили приказ министра обороны — загрузиться боеприпасами и войти в столицу. Такой же п…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  03 окт 2018