Классицизм
Что такое классицизм? Термин происходит от латинского classicus — образцовый. Этот художественный стиль возник в Европе в начале XVII века. Одна из важнейших его черт — обращение к образам и формам античного искусства как к идеалу, эстетическому эталону. В первой трети XIX века эволюцию классицизма завершило стилевое направление ампир (от французского — империя).
Предпосылки классицизма зарождаются уже во второй половине XVI столетия в Италии — в архитектурной теории и практической деятельности Палладио, теоретических трактатах Виньолы. Страна, хранящая многочисленные памятники античности, которые оказывали огромное влияние на архитекторов, стала центром идейно-теоретических поисков новых принципов в искусстве вообще и в архитектуре в частности.
Становление классицизма в Европе — процесс, характерный не только для Италии. Мощный толчок развитию давали идеология и экономика нарождающейся буржуазии во Франции и Англии.
На что опереться в этом процессе, чему подражать? Конечно же, формам античного искусства, как наиболее соответствующим новому стилю.
Одновременно падает интерес к господствующему стилю барокко. После эпохи Возрождения античное наследие начинают изучать и осваивать по «второму кругу». В это время появляются философские труды общетеоретического характера, например, «Речи об искусстве» Ж. Ж. Руссо, публикуются результаты исследований античной культуры. Начавшиеся раскопки древней Помпеи значительно расширили представления об искусстве Римской империи. Основоположником эстетики классицизма, ее идейным вдохновителем стал немецкий ученый Иоганн Винкельман. Он — основатель истории искусств как науки, автор трудов «Мысли о подражании греческому искусству» и «Истории искусств древности». Эти работы получили европейскую известность. Среди других выдающихся авторов — распространителей идей и форм классицизма — видное место занимает Джованни Пиранези. Знаменитые серии офортов на античные темы, выполненные этим архитектором и гравером, выходили в Европе с 1740-х годов и получили широкое признание. Наиболее известные произведения классицизма в Италии — театр делла Скала в Милане (архитектор Дж. Пьемарини) и небольшая церковь в Риме Сайта Мария дель Приорато, построенная Пиранези.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека, как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.
Во многом классицизм опирался на античное искусство (Аристотель, Гораций), беря его за идеальный эстетический образец, «золотой век». Во Франции XVII века он назывался временем Минервы и Марса.
Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился ещё в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, ещё в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511).
Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции.
В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.
Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». Хотя частные заказчики предпочитали различные варианты барокко и рококо, французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, как Школа изящных искусств. Римская премия предоставляла наиболее талантливым ученикам возможность посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности.
Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).
В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани»); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, например, Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России — передвижниками.
Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон.
Своего
наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос.
Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов — в виде Марса, а Полина Боргезе — в виде Венеры. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузов и Барклая де Толли перед Казанским собором).
Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы.
В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.
Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько холодящее впечатление. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности.
Архитектуре классицизма в целом присущи геометризм подчеркнуто статичных форм и логичность планировки. Зодчие классицизма не только следуют формам античной архитектуры, ее отдельным мотивам и элементам, но стремятся также постичь общие тектонические закономерности. Основа архитектурного языка — ордер, формы и пропорции которого близки античности. Стена трактуется как гладкая поверхность, ограничивающая четкие, симметрично расположенные объемы. Архитектурный декор используют таким образом, что он никогда не «скрывает» общей структуры сооружения, но становится ее тонким и сдержанным аккомпанементом.
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.
К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715−74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774−92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.
Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.
Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.
В архитектуре Франции классицизм проявляется в ясности ордерных членений и общей композиции. Восточный фасад Лувра, созданный архитектором К. Перро, а также Пантеон архитектора Ж. Суфло — наиболее яркие образцы классицизма XVII века. Позднее французский классицизм вбирает в себя все больше элементов барокко, что наглядно подтверждает архитектура и планировка дворцового комплекса Версаля.
В середине XVIII века в архитектуре все чаще отказываются от жестких планировочных схем, стремятся подчеркнуть конструктивный смысл ордерной системы. Особое внимание уделяют интерьеру и гибкой планировке комфортабельного жилого дома для аристократии. Именно он становится ведущей архитектурной формой французского классицизма. Городской или загородный дом непременно связан с парком. Геометризованный французский сад превращается в ландшафтный английский, для которого характерны живописные криволинейные формы и подражание природе. Замечательный пример — ландшафтные парки Павловска.
Русский классицизм сформировался в середине XVIII века. За восемь десятилетий господства в отечественном зодчестве он подарил человечеству замечательные произведения архитектуры. Прогуливаясь сегодня по центру Санкт-Петербурга, Москвы, таких российских городов, как Кострома, Калуга, Ярославль, Тверь, мы можем любоваться разнообразными постройками, выполненными в стиле раннего или позднего классицизма. Здесь 350-метровый фасад Адмиралтейства, гигантское полукружие здания Главного штаба, обрамляющее с юга Дворцовую площадь Петербурга. В Москве — старое здание университета, Манеж, изящный дом-дворец Пашкова, множество частных особняков, сохранившихся на тихих улочках и в переулках «первопрестольной» столицы…
В истории русского классицизма прослеживаются два периода: 1760—1770-е годы — возникновение и развитие, канун Отечественной войны 1812 года — расцвет. Процесс формирования нации, подъем государственности и небывалые для России достижения светской культуры — вот историческая почва, питавшая патриотический пафос русского классицизма. Архитектура эпохи классицизма в России тесно связана с успехами строительной науки и техники. Появляются новые методы расчета конструкций, находит широкое применение металл, стало возможным сооружать своды и деревянные стропильные фермы больших пролетов. Пример тому — московский Манеж, городская больница и Сенат в Кремле.
В строительстве широко используются плоские деревянные перекрытия и листовое железо для кровель. Государственные кирпичные заводы наряду с частными резко увеличивают производство этого ценного материала и улучшают его качество. Все чаще применяют для облицовки зданий штукатурку. Возникли совершенно новые строительные материалы: искусственный мрамор, ценные породы камня, цветное стекло, что значительно обогатило творческую палитру архитектора.
Произведения российских зодчих раннего классицизма хранят еще пластическую обогащенность форм, присущую барокко. Мастера зрелого классицизма В. И. Баженов, И. Е. Старов, М. Ф. Казаков создают постройки с тонкой пластической дифференциацией фасадов, которые активно организуют пространственную и планировочную структуру города.
Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.
Накануне Великой французской революции в архитектуре возникает стремление к суровой краткости и выразительности форм, к внушительно дидактическим образам. Зодчие все чаще обращаются к мотивам греческой архаики, искусству Древнего Египта, иногда к безордерной системе. Это послужило началом формирования позднего классицизма или ампира. В нем активно использовались мотивы величия и мощи воинской силы. Наиболее ярко это проявилось в мемориальных сооружениях, таких, как Триумфальная арка на площади Звезды в Париже, Бранденбургские ворота в Берлине, Триумфальная арка в Москве.
Для архитектуры ампира характерны монументальные формы массивных портиков дорического и тосканского ордеров, а также военной эмблематики в виде орлов, колесниц, воинского снаряжения. В России и Германии ампир стал выразителем государственной независимости, которую народы этих стран отстаивали в антинаполеоновских войнах.
В эпоху русского ампира осуществляются грандиозные градостроительные мероприятия, в частности, в Петербурге. Здесь впервые поставлена и решена проблема сочетания регулярных начал симметрично-осевой планировки со свободным, открытым пространством реки.
.Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск, безлунный;
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…
Так писал А. С. Пушкин — современник расцвета классицизма и ампира. Прославляя «младшую столицу», он точными и образными поэтическими мазками создал образ Петербурга, сформированный господствовавшим тогда архитектурным стилем.
В этот период разработаны генеральные планы на основе регулярной планировки для более чем четырех сотен крупных и средних городов России и других регионов империи. Кроме того, созданы «образцовые» проекты для жилых и общественных зданий, что позволило сформировать ансамбли центров Костромы, Ярославля, Полтавы, Одессы, Твери. Характерным элементом городской застройки становится небольшой особняк с уютным интерьером и садом. Тонким своеобразием и поэтичностью отличаются сельские усадьбы. Здесь классические формы и декор находят зачастую органическое воплощение в дереве.