Исаак Левитан. Что отражают его картины — одиночество или чувство глубокого умиротворения?
Всем нам знакомы с детства и юности картины Левитана. Они сопровождают нас всю жизнь. Таковы известные всем картины великого мастера «Березовая роща» 1885 г., «Золотая осень» 1895 г., «Владимирка» 1892 г., «Над вечным покоем» 1894 г., «Март» 1895 г. Все эти картины экспонируются в Государственной Третьяковской галерее.
Но автор данной статьи не ставил своей целью подробный искусствоведческий разбор достоинств картин Левитана, а хотел бы обратить внимание читателей на менее известные картины мастера, однако с очень глубоким содержанием, заставляющие задуматься нас сегодняшних — людей ХХI века.
В 1879 году Левитан написал картину «Осенний день. Сокольники». На ней изображена узкая аллея, усыпанная осенними листьями. По ней тихо идет женщина в черном. В голове сразу возникает много вопросов о смысле картины. Кто эта женщина? Зачем она здесь? Какова ее судьба? Левитану удалось очень точно передать чувство человеческого одиночества, и этот холст имел огромный успех.
А может быть, Левитан изобразил нас сегодняшних? Почему в эпоху распространения интернета и цифровых технологий мы не стали ближе друг к другу, а наблюдается какая-то усталость от взрывного развития цивилизации? Одиночество стало настоящим бичом современных развитых стран. А может быть, одиночество сегодня необходимый атрибут развития нашего мира и надо свыкнуться с той мыслью, что и в России все меньше остается от коллективного советского прошлого, и стать матерыми индивидуалистами?
Вопросы, вопросы, вопросы… Остается добавить, что фигуру женщины живописцу помог изобразить товарищ Левитана по училищу Николай Чехов, брат писателя Антона Чехова.
Другая не менее интересная картина — «Тихая обитель» 1890 г. (Государственная Третьяковская галерея). Картина была представлена на передвижной выставке в Москве в 1891 году. По воспоминаниям современников, она имела просто бешеный успех среди образованной публики. Люди благодарили художника за «блаженное настроение, сладкое душевное спокойствие, которое вызывал этот тихий уголок, изолированный от всего мира и всех лицемерных наших дел».
«Тихая обитель» проникнута спокойной грустью и величавой степенностью. Левитан никогда не понимал того, почему природа может находиться в дисгармонии с человеком. Можно сказать, что картина была переполнена светлой ностальгией по уходившей эпохе царствования Александра III. Тогда Россия еще не знала приближающейся эпохи мировых войн и революций, голода и разрухи. Россия, несмотря на противоречия внутри общества, усиленно развивалась и играла далеко не последнюю скрипку на мировой арене. И как не хватает чувства блаженного умиротворения нам сегодняшним!
В заключение статьи хочется добавить тот факт, что большинство картин Левитана написано в праздничной манере вечного лета и неувядающей молодости. В картинах преобладают зеленые, голубые и желтые цвета. Таковы «Солнечный день. Весна» 1877 г., частное собрание, Москва; «Дуб» 1880 г., Государственная Третьяковская галерея, Москва; «Весной в лесу» 1882 г., «Берег моря. Крым» 1886 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург; и многие другие.
Однако в последние годы картины великого художника чаще уступали место пейзажам, проникнутым трагическим ощущением одиночества и тоски. Личная жизнь у русского художника не сложилась. Он не был женат и у него не было детей. О самом Левитане мы знаем очень мало, так как Исаак Ильич незадолго до смерти в 1900 году уничтожил свой архив и только лишь по воспоминаниям людей, близко знавших его, можно восстановить основные факты биографии знаменитого художника.