Французкий ренессанс
Искусство французского Ренессанса имеет существенные особенности, отличающие его от аналогичных тенденций в искусстве других стран, прежде всего Италии. Деятельность французских художников была тесно связана не с идеалами свободы городов-республик, а с интересами королевского двора и католической церкви.
Следующая особенность заключается в том, что французский Ренессанс развивался позднее, чем ренессансные тенденции в Нидерландах и Италии и поэтому носил в значительной мере вторичный характер. Идеи Возрождения зрели в средневековой Франции, но новые художественные формы привнесли во Францию итальянские мастера.
Итальянские художники опирались на античные традиции своей родины, для французов национальная традиция — готическое искусство. И хотя древние римляне оставили на территории Франции, в особенности южной — в Арле, Марселе, Ниме, Эксе, Авиньоне, значительное количество архитектурных памятников, составивших основу развития средневекового романского искусства, классицистические формы оставались для французов чужими.
Поэтому в искусстве французского Ренессанса XV—XVI вв. и даже позднее сохранялись готические традиции. Более того, в архитектуре французского Ренессанса композиция зданий, и планировочные решения оставались традиционно-средневековыми, а на поверхность стен как бы накладывался ренессансный декор. Таким же образом отдельные «итальянизмы» проявлялись в оформлении интерьеров.
При французских королях Карле VII (1422—1461) и Карле VIII (1483—1498) влияние итальянского искусства было поверхностным. Когда же итальянские мастера непосредственно и активно работали при французском дворе (середина и вторая половина XVI в.), в Италии наблюдался спад художественной активности и идеалы Высокого Возрождения уступали место искусству Маньеризма. Поэтому именно маньеристский стиль, соединяясь с местными готическими традициями, и определял характерный «стиль школы Фонтенбло», или «французскую работу» (итал. opera francese).
Наряду с этим французскому Ренессансу присуща особая «joie de vivre» (франц., «радость жизни») — выражение, которое часто применяют для обозначения характерного галльского мироощущения, настроений куртуазности и рыцарских традиций эпохи поздней Готики.
В 1542 г. во Франции был издан трактат древнеримского зодчего Витрувия. В 1541—1543 гг. на службе у короля Франциска I состоял итальянский архитектор Дж. Виньола, автор трактата «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562). С 1541 г. по приглашению короля Франциска I в Фонтенбло работал итальянский архитектор Себастьяно Серлио (1475—1554), у себя на родине строивший в «сельском стиле». В Париже он опубликовал две книги о геометрии и перспективе (1545), трактаты «О храмах» (1577), «О порталах"(1551). В 1559 г. Ж.-А. Дюсерсо Первый, изучавший трактаты Серлио, издал собственную «Книгу об архитектуре».
Средневековые замки по течению р. Луары «одевались в ренессансные костюмы». Ренессансными по настроению, но готическими по форме являются французские отели, знаменитые постройки госпиталя в Бонэ (1443—1448) и дом банкира Ж. Кёра в Бурже (1445—1451). Архитектор П. Леско и скульптор Ж. Гужон в 1546—1555 гг. возводили новый, ренессансный западный фасад Лувра в Париже.
Фонтан Невиновных был придуман выдающимся французским деятелем эпохи Возрождения Пьером Леско и воплощён в камне Жаном Гужоном. Парижский Фонтан Невиновных. Творчество Жана Гужона (1510—1570) представляет собой яркое воплощение духа античности. Знаменитая «Нимфа Фонтенбло», творение итальянца Б. Челлини (ныне в Лувре), украшала фасад замка в Анэ, построенного Филибером Делормом для Дианы де Пуатье в 1548 г. (фасад воссоздан во дворике Школы изящных искусств в Париже).
Творчество иных художников демонстрирует приверженность готическому мистицизму и, минуя ренессансный Классицизм, переходит в мрачную экзальтацию, свойственную католическому Барокко. Таковы произведения Лижье Ришье (ок. 1500 — ок. 1567) и Жермена Пилона (1535—1590).
Величайшим скульптором конца XVI столетия был Жермен Пилон (ок. 1535−1590). В надгробии Генриха II и Екатерины Медичи в церкви аббатства Сен-Дени (1563—1570) архитектурная часть выполнена итальянцем Ф. Приматиччьо, а в скульптурах работы Пилона ощущается слияние готической традиции с Маньеризмом итальянцев школы Фонтенбло и даже опосредованное влияние гениального Микеланжело.
В то же время известная группа Ж. Пилона «Три грации», созданная в качестве постамента для «урны сердца Генриха II» (ныне в парижском Лувре), отличается легкостью и почти античной грацией. Эта группа с характерным приемом «облегающего драпри» (франц. draperie mouille — «мокрые складки») вызвала множество реплик и подражаний, хотя сама восходит к античным прототипам.
Родоначальниками французской портретной живописи были Жан и Франсуа Клуэ, Корнель де Лион, Жан Кузен Старший. Французский живописный портрет развивался под фламандским влиянием.
Выдающимся мастером — живописцем, архитектором, скульптором, писателем и математиком, типично ренессансной творческой личностью проявил себя Жан Перреаль, или «Жан из Парижа» (ок. 1455—1530). Последние годы жизни он провел в Лионе и стал главой местной художественной школы.
Знаменитый живописец Жан Фуке (1420—1481), придворный мастер Карла VII, был первым из французских художников, посетившим в 1445—1447 гг. Италию. После чего он работал в Туре — этот город в центре Франции, в долине р. Луары, являлся одним из главных центров французского Ренессанса. Не случайно Турень называют «французской Тосканой». Фуке выполнял книжные миниатюры, писал алтари в его произведениях заметно воздействие нидерландской масляной живописи Арс Нова, в частности Я. фан Эйка. Однако готическое воздействие столь значительно, что его картины кажутся раскрашенной скульптурой.
На парном портрете герцогини де Виллар и Габриэль д’Эстре (произведение неизвестного мастера школы Фонтенбло) две сестры, придворные дамы, показаны полуобнаженными в ванне. Живопись одновременно архаична, чувственна и натуралистична. Жест герцогини де Виллар, дотрагивающейся до соска груди сестры, означает скорое рождение сына у Габриэль, фаворитки короля Генриха IV. В руке Габриэль — кольцо Нострадамуса, подарок короля.
Работа итальянцев по оформлению интерьеров замков Фонтенбло и Блуа повлияла на стиль французской орнаментальной гравюры, произведения лепщиков, резчиков, живописцев-декораторов. Во Франции появились итальянские гротески, их с успехом использовали орнаменталисты Э. Делон, Ж.-А. Дюсерсо. Истинно ренессансной фигурой со всеми присущими этому понятию странностями был Б. Палисси. Французский Ренессанс прославили фаянсы Сен-Поршера, лиможские эмали, расписная майолика Невера, карандашные портреты семьи Дюмустье, миниатюры братьев Лимбург.
В отношении своеобразного стилистического сплава, называемого искусством французского Ренессанса, иногда используют определение: «превосходная сумма качеств и небольших мер». Этому искусству, несмотря на некоторую эклектичность, действительно удалось избежать разрушающих крайностей, свойственных, к примеру, итальянскому Маньеризму и Барокко. Чувство меры, легкость (франц. dtente — «расслабление, разрядка»), изящество, тонкость вкуса, примиряющие противоборствующие стилистические тенденции, начиная с блестящей эпохи Ренессанса сопутствовали французскому искусству и далее, на протяжении XVII—XIX вв.