Место для рекламы

Французкий ренессанс

Искусство французского Ренессанса имеет существенные особенности, отличающие его от аналогичных тенденций в искусстве других стран, прежде всего Италии. Деятельность французских художников была тесно связана не с идеалами свободы городов-республик, а с интересами королевского двора и католической церкви.

Следующая особенность заключается в том, что французский Ренессанс развивался позднее, чем ренессансные тенденции в Нидерландах и Италии и поэтому носил в значительной мере вторичный характер. Идеи Возрождения зрели в средневековой Франции, но новые художественные формы привнесли во Францию итальянские мастера.

Итальянские художники опирались на античные традиции своей родины, для французов национальная традиция — готическое искусство. И хотя древние римляне оставили на территории Франции, в особенности южной — в Арле, Марселе, Ниме, Эксе, Авиньоне, значительное количество архитектурных памятников, составивших основу развития средневекового романского искусства, классицистические формы оставались для французов чужими.

Поэтому в искусстве французского Ренессанса XV—XVI вв. и даже позднее сохранялись готические традиции. Более того, в архитектуре французского Ренессанса композиция зданий, и планировочные решения оставались традиционно-средневековыми, а на поверхность стен как бы накладывался ренессансный декор. Таким же образом отдельные «итальянизмы» проявлялись в оформлении интерьеров.

При французских королях Карле VII (1422—1461) и Карле VIII (1483—1498) влияние итальянского искусства было поверхностным. Когда же итальянские мастера непосредственно и активно работали при французском дворе (середина и вторая половина XVI в.), в Италии наблюдался спад художественной активности и идеалы Высокого Возрождения уступали место искусству Маньеризма. Поэтому именно маньеристский стиль, соединяясь с местными готическими традициями, и определял характерный «стиль школы Фонтенбло», или «французскую работу» (итал. opera francese).

Наряду с этим французскому Ренессансу присуща особая «joie de vivre» (франц., «радость жизни») — выражение, которое часто применяют для обозначения характерного галльского мироощущения, настроений куртуазности и рыцарских традиций эпохи поздней Готики.

В 1542 г. во Франции был издан трактат древнеримского зодчего Витрувия. В 1541—1543 гг. на службе у короля Франциска I состоял итальянский архитектор Дж. Виньола, автор трактата «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562). С 1541 г. по приглашению короля Франциска I в Фонтенбло работал итальянский архитектор Себастьяно Серлио (1475—1554), у себя на родине строивший в «сельском стиле». В Париже он опубликовал две книги о геометрии и перспективе (1545), трактаты «О храмах» (1577), «О порталах"(1551). В 1559 г. Ж.-А. Дюсерсо Первый, изучавший трактаты Серлио, издал собственную «Книгу об архитектуре».

Средневековые замки по течению р. Луары «одевались в ренессансные костюмы». Ренессансными по настроению, но готическими по форме являются французские отели, знаменитые постройки госпиталя в Бонэ (1443—1448) и дом банкира Ж. Кёра в Бурже (1445—1451). Архитектор П. Леско и скульптор Ж. Гужон в 1546—1555 гг. возводили новый, ренессансный западный фасад Лувра в Париже.

Фонтан Невиновных был придуман выдающимся французским деятелем эпохи Возрождения Пьером Леско и воплощён в камне Жаном Гужоном. Парижский Фонтан Невиновных. Творчество Жана Гужона (1510—1570) представляет собой яркое воплощение духа античности. Знаменитая «Нимфа Фонтенбло», творение итальянца Б. Челлини (ныне в Лувре), украшала фасад замка в Анэ, построенного Филибером Делормом для Дианы де Пуатье в 1548 г. (фасад воссоздан во дворике Школы изящных искусств в Париже).

Творчество иных художников демонстрирует приверженность готическому мистицизму и, минуя ренессансный Классицизм, переходит в мрачную экзальтацию, свойственную католическому Барокко. Таковы произведения Лижье Ришье (ок. 1500 — ок. 1567) и Жермена Пилона (1535—1590).

Величайшим скульптором конца XVI столетия был Жермен Пилон (ок. 1535−1590). В надгробии Генриха II и Екатерины Медичи в церкви аббатства Сен-Дени (1563—1570) архитектурная часть выполнена итальянцем Ф. Приматиччьо, а в скульптурах работы Пилона ощущается слияние готической традиции с Маньеризмом итальянцев школы Фонтенбло и даже опосредованное влияние гениального Микеланжело.

В то же время известная группа Ж. Пилона «Три грации», созданная в качестве постамента для «урны сердца Генриха II» (ныне в парижском Лувре), отличается легкостью и почти античной грацией. Эта группа с характерным приемом «облегающего драпри» (франц. draperie mouille — «мокрые складки») вызвала множество реплик и подражаний, хотя сама восходит к античным прототипам.

Родоначальниками французской портретной живописи были Жан и Франсуа Клуэ, Корнель де Лион, Жан Кузен Старший. Французский живописный портрет развивался под фламандским влиянием.

Выдающимся мастером — живописцем, архитектором, скульптором, писателем и математиком, типично ренессансной творческой личностью проявил себя Жан Перреаль, или «Жан из Парижа» (ок. 1455—1530). Последние годы жизни он провел в Лионе и стал главой местной художественной школы.

Знаменитый живописец Жан Фуке (1420—1481), придворный мастер Карла VII, был первым из французских художников, посетившим в 1445—1447 гг. Италию. После чего он работал в Туре — этот город в центре Франции, в долине р. Луары, являлся одним из главных центров французского Ренессанса. Не случайно Турень называют «французской Тосканой». Фуке выполнял книжные миниатюры, писал алтари в его произведениях заметно воздействие нидерландской масляной живописи Арс Нова, в частности Я. фан Эйка. Однако готическое воздействие столь значительно, что его картины кажутся раскрашенной скульптурой.

На парном портрете герцогини де Виллар и Габриэль д’Эстре (произведение неизвестного мастера школы Фонтенбло) две сестры, придворные дамы, показаны полуобнаженными в ванне. Живопись одновременно архаична, чувственна и натуралистична. Жест герцогини де Виллар, дотрагивающейся до соска груди сестры, означает скорое рождение сына у Габриэль, фаворитки короля Генриха IV. В руке Габриэль — кольцо Нострадамуса, подарок короля.

Работа итальянцев по оформлению интерьеров замков Фонтенбло и Блуа повлияла на стиль французской орнаментальной гравюры, произведения лепщиков, резчиков, живописцев-декораторов. Во Франции появились итальянские гротески, их с успехом использовали орнаменталисты Э. Делон, Ж.-А. Дюсерсо. Истинно ренессансной фигурой со всеми присущими этому понятию странностями был Б. Палисси. Французский Ренессанс прославили фаянсы Сен-Поршера, лиможские эмали, расписная майолика Невера, карандашные портреты семьи Дюмустье, миниатюры братьев Лимбург.

В отношении своеобразного стилистического сплава, называемого искусством французского Ренессанса, иногда используют определение: «превосходная сумма качеств и небольших мер». Этому искусству, несмотря на некоторую эклектичность, действительно удалось избежать разрушающих крайностей, свойственных, к примеру, итальянскому Маньеризму и Барокко. Чувство меры, легкость (франц. dtente — «расслабление, разрядка»), изящество, тонкость вкуса, примиряющие противоборствующие стилистические тенденции, начиная с блестящей эпохи Ренессанса сопутствовали французскому искусству и далее, на протяжении XVII—XIX вв.

Опубликовал    17 июл 2019
0 комментариев

Похожие цитаты

Русский стол — это почти смертельно. Это кошмар — эти пироги, винегреты, эти рыба и мясо. И так во всём: мы ни в чём не знаем меры. Я учил свою дочь древнегреческому правилу: во всём должна быть мера. Искусство и культура — это всегда соблюдение меры.

Опубликовал  пиктограмма мужчинывестник  07 фев 2021

В мире множество искусств,
Что волнуют нас до дрожи,
Даже до потери чувств
Довести искусство может.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныВячеслав Щедрин  27 янв 2020

Искусство — вовсе не то, что мы видим.
Искусство — это то, что мы чувствуем!

Территория искусства..

Опубликовал  пиктограмма мужчиныПетр Квятковский  13 апр 2023

Петь по — русски

На Украине укурились:
Уже по-русски петь нельзя…
На все согласен украинец,
Перед Европой лебезя!

Ведь цель оправдывает средства?
За горсть иудиных монет
Готов забыть он песни детства…
Всё! Ничего святого нет!

Остервенело рвёт он корни,
Которыми в Россию врос!

Опубликовала  пиктограмма женщиныИсабель  15 ноя 2022

«Книга жалоб без предложений»

— Николай Максимович, если бы ваша жизнь была фильмом, то как бы он назывался?

— Только комедия, конечно. Вы знаете, когда у Раневской спросили, будет ли она писать мемуары, она ответила: «Если я напишу мемуары, то это будет книга жалоб без предложений», вот и у меня что-то в этом роде.

— Нравятся ли вам национальные танцы; если да, то какие?

— Ну, конечно, когда звучит кавказская музыка — невольно кровь-то вскипает, от этого никуда не деться. Но как человек, который всю свою жизнь двигался,…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныMY SPACE  11 дек 2021