Какие мы на самом деле?
Каждый из нас живет двойною жизнью. Есть человек внешней жизни, каким он представляется посторонним, и есть человек сокровенной жизни, каким он предстоит перед Богом. Кто-то даже сказал, что в каждой личности сидят четыре человека.
Тот, которого люди знают.
Тот, которого близкие друзья знают.
Тот, которого он сам знает.
Тот, которого Бог знает.
Эти четыре человека друг на друга большей частью мало похожи.
Человек не тот, каким он кажется не только людям, но и даже себе. Тот, которого знает и видит Бог, — это сокровенный человек без притворства, без лжи, без всякой прикрасы.
Помнится у родительского дома одна тяжелая доска, которая лежала прямо на земле, на заднем дворе. Мы, дети, иной раз подбегали к ней и с большим усилием приподнимали ее, чтобы посмотреть, что там под нею. Ах, какой ужас! Ползли во все стороны какие-то серые, отвратительные гады, и как они прятались от света! Мы скорее опускали доску, убегали подальше, а потом опять приходили посмотреть.
Пожалуй, у каждого есть такая доска в душе и в жизни. Наружная сторона ее, может быть, полированная, изящная, она нам самим нравится, и мы охотно показываем ее другим. Но есть внутренняя сторона, спрятанная, темная, которая к земле приникла, и все нечистое прикрывает. Поднять надо эту доску, пропитается она насквозь Светом Божиим, пусть очистится пред Богом «сокровенный человек», ему угодный, которого «грех покрыт, и в чьем духе нет лукавства» (Пс. 31, 1).