Поприветствуем волдемортинг.
Обмануть Google: как эвфемизмы помогают прятать информацию и зачем люди делают это.
*************************
— «Я так устал от всех плохих новостей с птичника». — «Да, слишком много о Cheeto».
Cheeto и птичник, возможно, не включены в общий словарный запас, но тем не менее легко интерпретируются. В Америке Cheeto ассоциируется с президентом США, Дональдом Трампом, а птичник — с Твиттером. Кроме того, использование таких витиеватых синонимов создает впечатление, что люди недовольны и Трампом, и Твиттером.
Но почему обычному американцу так быстро становятся понятны скрытые значения этих слов? Что означает это стремление придумывать синонимы для общения в эпоху интернета?
В своей недавней статье исследователь Эмили ван дер Нагель охарактеризовала это явление и назвала его волдемортингом (Voldemorting). Наименование отсылает к миру Гарри Поттера, в котором большинство персонажей настолько боялись могущественного темного волшебника Волдеморта, что вместо имени использовали определения-эвфемизмы наподобие «Тот-кого-нельзя-называть» или «Сам-знаешь-Кто».
Изначально такой отказ от произношения имени объяснялся суеверным страхом персонажей, но в последней книге обнаруживается более веская причина: произнесение имени Волдеморта «нарушает защитные чары, вызывает нечто вроде магической дислокации»,
находить членов Ордена Феникса.
Ван дер Нагель говорит, что практика волдемортинга началась с комментария, оставленного пользователем под ником Юджин,
который рассуждал о намеренном голодании «помойных знаменитостей»,
не используя их имен.
… Таким образом, волдемортинг — стремление никогда не называть по имени кого-то, кого говорящий считает действительно ужасным.
В интернете нет такой штуки, как заклинание отслеживания, но есть нечто почти такое же эффективное: алгоритмы поиска.
Мы можем загуглить практически любого, а если даже гуглить лень — настроить Google Alert, чтобы нам приходили электронные письма
каждый раз, когда на сайте упоминается интересующая нас личность.
В крайнем случае можно просто периодически серфить Твиттер и при обнаружении негативных комментариев защищать себя или объект своего интереса.
И все же между волдемортингом и Волдемортом есть одно существенное различие.
Если в книге имя злодея заменяют всего двумя эвфемизмами, то в онлайновые Волдеморты мутируют в десятки, а то и сотни потенциальных синонимов.
Вариации способствуют эффективному волдемортингу: слегка отличающиеся слова затрудняют поиск какого-либо конкретного с помощью поиска.
В то время как поисковая оптимизация использует ключевые слова и хэштеги в конкурентной борьбе, чтобы сделать ваш пост или веб-сайт наиболее релевантными, волдемортинг — это анти-поиск, анти-ключевое слово и анти-хэштег.
В книгах о Гарри Поттере профессор Дамблдор говорит: «Страх перед именем усиливает страх перед самой вещью».
Ван дер Нагель возражает: «В социальных сетях волдемортинг способен перевернуть эту игру власти».
Легко понять, почему интернет-пользователи прибегают к этой стратегии. Если человек жалуется на авиакомпанию в социальных сетях,
даже не упоминая напрямую ее название, есть все шансы,
что он получит ответ от обеспокоенного менеджера, отвечающего
за соцсети, которому поручено найти упоминания о бренде и,
в случае чего, ответить на жалобы.
С другой стороны, если человек жалуется на что-то нейтральное — например, на то, как много у него работы — он может получить предложения сомнительных инструментов повышения производительности или даже помощи по хозяйству.
Это надоедает, и пользователь может начать скрывать ключевые слова, добавляя звездочки или полностью заменяя слова волдемортскими синонимами.
* Волдемортинг — не только про отказ от упоминания конкретных имен.
/ Это вообще написание постов таким образом, чтобы их прочитали не все. /
* Смысл волдемортинга — в общении с единомышленниками, которые точно понимают, о чем речь, в создании языка, который понятен только вам, а не широкой аудитории.
«Если я решу твитнуть негативную вещь о знаменитости, я могу не знать,
есть ли у этой знаменитости Beyhive-ры (пародия на слово пчелиный улей, beehive, название преданных фанатов певицы Beyonce),
чтобы встать на ее защиту в твиттере, но лучше на всякий случай подстраховаться и использовать волдемортские синонимы.»
— пишет автор статьи.
Поскольку волдемортинг часто является ответом на нежелательное внимание, это также способ выделить определенное имя или концепцию как неприятные.
Это упреждающее использование дает волдемортингу
окончательное значение: как и в книгах о Гарри Поттере,
это не просто способ избежать мобов в Твиттере или отслеживания заклинаний, это способ пометить слово как настолько ужасное,
что вы даже не будете его использовать.
Возможно, именование Твиттера «птичником» и было продиктовано нежеланием создавать лишние ссылки на ненавистный ресурс,
но теперь это слово используется, чтобы обозначить пренебрежительное отношение к Твиттеру.
Тем не менее волдемортская игра слов сигнализирует не только о неодобрении или сокрытии дискуссий в социальных сетях.
. …В конце концов, именно фанаты, а не критики, придумали языковую игру, порождающую все более и более сложные паронимы имени «Бенедикт Камбербетч».
Творческая замена запретных слов сама по себе не нова.
Эвфемизмы существовали всегда — в английском есть даже
понятия F-word и D-word.
Но в обычной жизни люди выбирают несколько заместителей,
а не создают длинные цепочки из слов-паронимов.
* * * * * * * Как изменится человеческий мозг, когда его дополнит интернет-поиск?
Когда интернет только создавался, этот вопрос был крайне актуален.
Теперь, возможно, мы можем дать на него ответ:
мы можем найти что-то или кого-то, но кто-то или что-то может найти нас.
Культурные отсылки, которые когда-то были непрозрачными,
теперь участвуют в языковой игре.
Эта же самая игра слов может нас объединить, восстановив утраченное было чувство общности.
Итак, каково это, когда вся информация мира у нас под рукой?
Возможно, это значит, что мы можем с ней играть.
Gretchen McCulloch