Безумен как шляпник
Один из самых ярких персонажей в сказочной повести Люьиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» — это Шляпник. Главная героиня встречает его в седьмой главе, где разворачивается одна из самых знаменитых сцен этого произведения — Безумное чаепитие.
В компании с Мартовским Зайцем и Соней Шляпник бесконечно пьет чай. Алиса на время присоединяется к этому занятию, происходит один из неподражаемых кэрролловских диалогов, после чего девочка спешит дальше. Шляпник и его сотрапезники остаются продолжать свое бесконечное чаепитие.
Это если мы читаем книгу. А если взять два последних фильма об Алисе, с успехом прокатившихся по мировым кинотеатрам, то там у Безумного Шляпника еще более выпуклая роль — фактически он, во многом, перетягивает на себя сюжетное одеяло.
А никогда не задавались вопросом, почему собственно Шляпник безумен? Это просто прихоть автора, щедрого на фантасмагорические повороты фабулы и игру слов? Или тут есть скрытая причина?
Причина есть!
Льюис Кэрролл жил в середине XIX века, писал для английский читателей и был уверен, что они прекрасно поймут этот намек. Ведь в английском языке даже есть целое выражение — «безумен, как шляпник».
Тогда другой вопрос — откуда это выражение взялось? Почему вдруг шляпники в Англии того времени непременно должны были быть умалишенными?
Ответ кроется в особенностях технологии производства фетровых шляп. Фетр делался из пуха заячьих и кроличьих шкур. В природе он гладкий, но для его обработки методом валяния требовалось обеспечить некоторую шероховатость. На помощь приходила специальная смесь с использованием ртути.
Не будем здесь углубляться в детали этого процесса, просто скажем, что шляпники, работая с фетром, постоянно вдыхали пары ртути. Это самым печальным образом сказывалось на их здоровье, нарушая работу различных органов, в том числе и мозга.
Быть шляпником в Англии значило иметь повышенный риск сойти с ума. И это было настолько распространено, что вошло в пословицу. Ну, а Кэрролл в свою очередь воспользовался этим, чтобы создать один из самых запоминающихся образов своей дилогии.