В чем же тайна знаменитых скрипок?
Вот уже несколько столетий кто только не пытался создать инструмент, подобный скрипкам Страдивари, Гварнери или Амати. Или хотя бы угадать секрет звучания, который невозможно ни объяснить, ни воссоздать. Попытки вызнать тайну Кремонской династии скрипичных мастеров были сплошь безуспешны, а на эту тему написаны даже романы (вспомним братьев Вайнеров, «Визит к Минотавру»). А тайна так и остается тайной.
Уже применялись и всевозможные химические трюки, американские ученые высказали предположение, что существует особый химический состав, убивающий микроорганизмы (грибки, личинки), обитающие в древесине, чем вызвали крайнее и понятное недовольство наследников скрипичных мастеров. Много говорили об особом лаке. Также обсуждалась форма и толщина дек.
В этом году за дело взялись основательно — и физики, и компьютерные программисты, и даже палеоклиматологи (те, кто изучает погоду и климат в различные исторические периоды). Более того — медики!
Десять знаменитых скрипок сканировали с помощью медицинской рентгеновской установки, которая позволяет определять наличие легочной эмфиземы. И сравнили их с современными инструментами уже с помощью компьютерной программы, которую использовали для изучения плотности легких у пациентов, страдающих эмфиземой. Плотность больных легких и плотность волокон годовых колец старой древесины… Идея, признаться, нестандартная, даже гениальная.
Результаты показали поразительное различие между этими инструментами, точнее, в плотности дерева, из которого они были сделаны. А ведь именно эта плотность влияет на вибрацию, то есть на самое звучание музыки. В дело вступили климатологи и сообщили, что деревья, росшие в Европе в XVII—XVIII вв.еках, обладали узкими годовыми кольцами, что в свою очередь, было связано с небольшим периодом похолодания и пониженной солнечной активностью (некий мини-ледниковый период).
Но ведь в то время скрипичных дел мастеров было много, а значит, и сделано инструментов было огромное количество! Получается, что климат на свойства древесины одних скрипок влиял, а на свойства других — нет? Или для «плохих» скрипок пилили другие елки?
А волшебных скрипок осталось в мире не более 600, и стоит каждая из них миллионы долларов. Играют на них очень редко, и только самые прославленные музыканты.
Да, конечно, уже слышны победные реляции: теперь мы все знаем и будем делать инструменты, как делал их Страдивари, только с помощью всей мощи современной науки! Может, и так. Но, если вы — незадачливый, да и просто бездарный мастер, даже использующий все томографы, программы и химикалии — не родится из ваших рук волшебной скрипочки…
У Андрея Вознесенского недавно вышел цикл стихов «Скрипка Страдивари». И образ этих несравненных инструментов часто мелькает в поэзии.
Николай Гумилев вряд ли слышал знаменитые инструменты. Зато есть у него изумительное стихотворение, очень яркое, как всегда. И очень сложное…
Мальчик милый, — ты так весел,
Так светла твоя улыбка,
Не проси ж об этом счастье,
Отравляющем миры, —
Ты не знаешь, ты не знаешь,
Что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас
Зачинателя игры…
Тот, кто взял ее однажды
В повелительные руки, —
У того угас навеки
Безмятежный свет очей
Духи ада любят слушать
Эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки
По дорогам скрипачей…
Надо вечно петь и плакать
Этим струнам, звонким струнам, —
Вечно должен биться, виться
Обезумевший смычок
И под солнцем, и под вьюгой,
Под белеющим буруном,
И когда пылает запад,
И когда горит восток…
А когда устанешь, иль замедлишь, —
И на миг прервется пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть,
Шевельнуться иль вздохнуть, —
Тотчас бешеные волки
В кровожадном исступленьи
В горло вцепятся зубами,
Встанут лапами на грудь
Ты поймешь тогда, как злобно
Насмеялось все что пело, —
В очи глянет запоздалый,
И пронзительный испуг
И тоскливый смертный холод,
Обовьет, как саван, тело, —
И невеста зарыдает,
И задумается друг…
Мальчик, дальше! Здесь не встретишь
Ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу — ты смеешься,
Эти взоры — два луча…
На ж, владей волшебной скрипкой,
И взгляни в глаза чудовищ,
И погибни славной смертью, —
Страшной смертью скрипача!..
Николай Гумилев «Волшебная скрипка»