Об исходе евреев из Египта рассказывают много интересного, но то, что могу рассказать я, никто не знает. Было это через много лет после исхода, когда евреи благополучно устроились на Земле Обетованной, а фараон египетский о них уже и вспоминать забыл. Как вдруг приходит к нему некий бумажный, точнее, папирусный червь, писец, широкой египетской общественности малоизвестный, который, тем не менее, дверь во дворец Земного Бога открывал ногой в прохудившейся сандалии. И, естественно, не тратя рабочее время на титулы, вроде «сын Озириса, воплощение Ра или какого-нибудь там Птаха», сразу — быка за рога: «Гершт, Вася», — то есть, по-египетски:
— Слыш, фараончик, что я тебе скажу… Ты думаешь, как отпустил евреев, так они и ушли?
— А что, остались?
— Да нет, евреи не такие дураки, чтоб оставаться, но зато ушли и египтяне.
— Как?!
— Очень просто: под видом евреев. Вот у меня большой список затесавшихся в евреи египтян. Некоторые даже в рабство продавались, чтоб из нашей прекрасной страны сбежать.
— Наверно, какие-нибудь нищие.
— Если бы так, а то… вот смотри… Главный виночерпий с семейством и Главный хлебодар с женой Начальника Палачей, а Начальник Палачей — с его женой. Зав. Государственными кладовыми с запасами зерна на семь лет вперед… Да и сам Моисей, который тебя уламывал: «Отпусти народ мой, да «отпусти народ мой», — тоже неизвестно, из какого народа. Был египтянином из хорошей царской семьи, пока не стал разыгрывать еврейскую карту. На еврейском вопросе сделать политическую карьеру все равно, что два пальца обмочить…
— Ну, ладно, пусть Моисей… А всем этим главным начальникам по вину, хлебу и палачам неужели плохо жилось в Египте? Как сыры в масле катались!
— Пока не началось.
— Что ты имеешь в виду?
— Десять казней египетских. Когда реки крови текут и с неба тебе на голову лягушки падают, поневоле захочешь стать евреем, чтоб только слинять за бугор.
— Ну и как они там живут на Земле Обетованной… ну на той, что еврейский Бог обещал евреям?
— Устроились. Письма пишут.
— Ну, ну! Интересно как?
— По разному. Главный виночерпий ухаживают за стариками, возит их в креслах на колесиках, подтирает, подмывает, главный хлебодар полы моет, начальник палачей подметает улицы, зав. складами мусор вывозит по ночам.
— Все так работают?
— Не-а, некоторые устроились безработными.
— Интересное кино получается, — сказал фараон.- Если их обратно позвать — бегом прибегут.
— Не прибегут. Они же теперь только одно и повторяют, как молитву: «Рабами были мы в Египте!»
Фараон задумался, почесал затылок под золотой шапкой с «уреем»:
— Если ты такой грамотный, — сказал он писцу-советнику, — объясни, пожалуйста, как ты это понимаешь: чем, в таком случае, раб отличается от свободного человека?
Теперь уже писец чухался, примерно, минут пять.
— Лично я думаю, — изрек он, наконец, — раб отличается от свободного человека тем, что раб никогда не бывает безработным.