7 февраля 1497 года во Флоренции была проведена интересная церемония — «Костер тщеславия». Суть этой акции была в сожжении светских книг, музыкальных инструментов, игральных карт и костей, парфюмерных продуктов, богатых нарядов, зеркал и прочих предметов роскоши, конфискованных у граждан Флоренции по наставлению религиозного реформатора Джироламо Савонаролы.
Савонарола отметился в истории как страстный обличитель «падения нравов», пропагандист идей бедности и самоограничения. Как правитель Флоренции, он решил бороться с социальным неравенством, которое установилось в обществе. Подобное противоречило библейским установкам, а потому Савонарола решил действовать жесткими мерами. На его стороне были люди из простонародья, которых называли «плаксами».
Он организовал отряд из маленьких мальчиков («невинных агнцев»), которые, в сопровождении вооружённых охранников, разошлись по всему городу в поисках разнообразных греховных «излишеств», следили за исполнением 10 заповедей. Предметы роскоши изымались и складывались в пирамиду на одной из площадей Флоренции. Попадало туда все подряд: косметика, парфюмерия, украшения, дорогие костюмы, даже фальшивые усы и бороды.
Изымались также и «греховные» книги. В категорию «неправильной «литературы попали античные писатели (например, Овидий, Цивиерон, Гораций, Вергилий). «Греховностью» отличились и великие итальянские гуманисты — Петрарка и Бокаччо.
В костер летели и музыкальные инструменты, игральные кости и карты, скульптуры с античными богами. Пирамида, в конце концов, возвысилась на 20 метров в высоту и 30 метров в ширину. Один купец даже хотел все это выкупить. Ведь туда попали и драгоценные произведения искусства, но ему, конечно, отказали.
Пирамиду «украсили» изображением Сатаны. Ее подожгли, распевая латинские псалмы. Существует легенда, что знаменитый художник Сандро Боттичелли, вдохновившись пропагандой Савонаролы, собственноручно бросил несколько своих полотен в огонь. Подобных «костров тщеславия» было несколько, но костер от 7 февраля был самым крупным.
Правление Савонаролы, хоть и полыхало кострами, но было недолгим. Местная знать не желала ограничивать свои привилегии, а потому расправилась с религиозным реформатором. По иронии судьбы, Савонарола был сожжен на той же площади, где происходили «костры тщеславия».