Место для рекламы

Самсон Суханов. Забытый каменотес, украсивший Петербург

История жизни каменотёса Суханова сложилась очень «по-русски». Родился в крестьянской нищете, был талантлив и не боялся трудиться, поэтому смог что-то заработать, но все равно умер в полной нищете.

С плодами трудов Суханова знаком каждый!

Самсон Суханов родился в 1768 году в очень бедной крестьянской семье около деревни Завотежица в Вологодской губернии. Начиная с самого детства он брался за любую работу. В 9 лет батрачил, с 14 лет стал бурлаком, ходил по Волге и Северной Двине. Таким способом оказался в Архангельске, перешел работать в артель к поморам, где промышлял охотой на пушного зверя на острове Грумант (ныне архипелаг Шпицберген).

Во время работы на Груманте Суханов один раз вступил в схватку с белым медведем и вышел победителем. Однако на его лице на всю жизнь остался шрам, который не могла скрыть никакая борода: припухшая линия от верхней части лба до шеи.

Суханов трудился на лесоповале, работал на Якорном заводе. Молодой мужчина мечтал попасть в сказочный город Санкт-Петербург, о котором ему рассказывали бурлаки. В 1798 году он женился на вдове с тремя детьми и отправился в Петербург.

Тогда в столице Российской империи разворачивалась большая стройка. Для Павла I возводили Михайловский замок. Требовалось очень много каменотесов, поэтому Самсона Суханова, не имевшего никакого опыта, взяли на работу. Самсон от природы обладал способностью легко разбираться в каждом деле, поэтому у него получилось быстро овладеть зубилом и молотом.

Подрядчики заметили, что работы мастера Самсона отличаются особым стилем и стали поручать ему заказы повышенной сложности. В 1800 году Михайловский замок закончили. Суханов получил опыт в работе с камнем, а также освоил грамоту, азы арифметики, геометрии и чтение архитектурных чертежей.

Он решился организовать собственную артель и начать напрямую работать с заказчиками. Его имя приобрело известность за пределами Санкт-Петербурга. Для сотрудничества с ним приезжали мастера каменных дел со всей России.

В 1800 году его артель получила первый крупный заказ — возведение колонн, каменных полов и пьедесталов для Казанского собора.

Колоннаду изготовили из пудового камня, разрабатываемого под Гатчиной. Только-только добытый из земли известняк легко обрабатывался. Изделие внутри всегда сохраняло вязкую консистенцию, а поверхность со временем становилась сверхпрочной. За труды при возведение Казанского собора простого мастерового Самсона Суханова наградили золотой медалью.

Затем артель Суханова участвовала в создании архитектурного ансамбля на стрелке Васильевского острова. Отвоевав, согласно проекту Тома де Томона, 123 местра суши, перед зданием биржы устроили огромную насыпную площадь, укрепив её гранитом.

Суханов украсил фасад биржи, выходящий на стрелку, фигурой Нептуна с трезубцем в руке. На смотрящем вглубь острова фасаде разместилась тоже его композиция — богиня Навигация с Меркурием и двумя реками. Также делом его рук стали две Ростральные колонны высотой 32 метра. Мастер высек из камня четыре фигуры, олицетворявшие русские реки: Неву, Волгу, Волхова и Днепра.

Также Самсон высек знаменитые гранитные шары, ставшие одним из символом Петербурга. По легенде Самсон Суханов высекал их «на глаз», без использования измерительных приборов. За них ему был пожалован кафтан с плеча Александра Первого.

В 1811 году Суханов создал портик из 12 колонн и изваял две скульптурные группы «Похищение Прозерпины Плутоном» и «Борьба Геракла с Антеем» для здания Горного института.

В его послужном списке облицовка гранитом набережных Крюкова канала и Малой Невки, возведение Синего моста на Исаакиевской площади, колонны и скульптуры на здании Адмиралтейства.

Он оставил о себе память и в пригородах Петербурга, создав висячий сад и пандус в Екатерининском парке Царского Села, «Эрмитажный каскад» в Петергофе, террасу перед дворцом в Стрельне. Примечательна также «Царь-ванна», высеченная Сухановым из цельного куска гранита. Её высота — 1.96 м, глубина — 1,52 м, диаметр — 5, 33 м, вес — 48 тонн.

Гранитный пьедестал памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве тоже создан руками Самсона Суханова. Полный список его работ неизвестен до сих пор.

К началу 1820-х годов Суханова начали преследовать несчастья, из которых не суждено было выбраться.

В 1818-м году за семилетный труд над «Царь-ванной» артель Суханова недополучила положенные по контракту 4 тысячи рублей, да еще и расходы превысили смету на 2 тысячи. В январе 1819 года артель Суханова получила подряд на доставку и изготовление 36 гранитных колонн для Исаакиевского собора. Но и здесь Суханова преследовала неудача. Подряд на 11 колон был передан Архипу Шихину. Ущерб Суханову никто не компенсировал. Затем он взялся за последнее дело в своей жизни — создание пьедесталов для памятников Кутузову и Барклаю де Толли. Однако баржа с гранитом утонула в Ладоге во время шторма. Суханов за свой счет добыл гранит и закончил работу. Этот подряд его окончательно разорил.

Чтобы прокормить семью Суханов продал свой дом и переехал в убогую квартирку на Нарвской стороне. Затем со временем он заложил золотую медаль и кафтан с плеча Александра I.

Умер некогда знаменитый каменотёс, как и родился, в полной нищете.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныAlex Sneg  30 янв 2019
0 комментариев

Похожие цитаты

Я не живу в Петербурге, но это МОЙ город.

Он говорит со мною молча,
мой Петербург,
и, чтоб не одолела порча,
рисует круг.
Он маг, он лекарь, заклинатель:
«Живи, живи…»
И я живу — и объясняюсь
ему в любви.

© Полынь 4875
Опубликовала  пиктограмма женщиныПолынь_  03 сен 2018

Глаза цвета неба

Я никогда не был в Питере. Не знаю как там на самом деле. Все придумал.

Мы договорились встретиться в гостинице в Петербурге. Я приехал туда раньше на три недели. Очень хотелось посмотреть город. Экскурсии я не любил. Я просто ходил и смотрел то что находил интересным. Иногда сидел в гостинице целыми днями и ждал ее. Погода была пасмурной. Гостиница была дешевая и сырая. В тускло освещаемых комнатах пахло плесенью. И почти каждый день на ужин давали селедку на промасленной бумаге. Перед ужином я обязательно спускался в киоск за вечерней газетой. Пронизывающий ветер…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныЯдерный ЭрцГерцог  24 сен 2018

Цивилизованное племя Чероки в XIX веке. Письменность, масс-медиа, разделение властей и геноцид

Современные медиа, кинематограф и литература навязали усредненный образ индейцев — это безграмотные народы, диковатые, живущие по традициям предков в гармонии с природой. Такими индейские племена были в эпоху, когда европейцы только начали колонизации нового света. Но если быть честным, европейцев той эпохи сложно назвать цивилизованными людьми. Конечно, если понимать этот термин в современном значении. Однако время шло, и прогресс у индейцев тоже не стоял на месте.

Например, племя Чероки, перв…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныAlex Sneg  27 янв 2019