Евнуха узнают по походке
В мировой и особенно азиатской истории евнухи оставили недобрую память. Как будто восполняя свои потери, они пробивались в придворные верха и начинали управлять государствами на своё усмотрение. Это редко приходилось по душе подданным. Гораздо больше нравились людям голоса певцов-кастратов.
Процедура кастрации известна с древнейших времен. Одни мужчины отсекали у других самое драгоценное в качестве наказания. Согласно древнекитайским хроникам, ещё в 2281 году до нашей эры появился закон о лишении мужского достоинства преступников и военнопленных.
Вскоре мужчины, утратившие половую принадлежность, стали незаменимыми слугами при дворах царей и императоров. Евнухам (правда, это греческое слово появилось гораздо позже) можно было доверить уход как за жёнами и наложницами правителя, так и за его собственной драгоценной персоной. В Китае, где император считался сыном неба и живым богом, простые подданные не могли осквернять его своими прикосновениями, поэтому прислуживали владыке Поднебесной империи исключительно евнухи. Подобный обычай был распространён не только в Китае, но и в других азиатских странах.
Несколько столетий спустя правители осознали, что евнухов можно использовать не только в качестве прислуги. У кастратов было огромное преимущество перед остальными придворными: они физически не могли основать новую династию, следовательно, не имели никаких видов на престол. Поэтому правители стали охотно доверять им высокие государственные должности. К XIX веку до нашей эры относятся сведения о том, что ассирийские цари стали назначать евнухов, прежде служивших лишь телохранителями, правителями и наместниками завоеванных областей. Вскоре некоторых особенно перспективных в деле госуправления царедворцев стали кастрировать добровольно-принудительно. Отсутствие мужского достоинства являлось своеобразным пропуском на высшие государственные должности. У ассирийцев подобную практику переняли персы и другие азиатские народы. В истории Персии известен высокопоставленный евнух Багой, который привел на трон нескольких царей, а затем был казнен за чрезмерное властолюбие Дарием III.
Кастрация была известна и в античном мире. В древнегреческих мифах о сотворении мира рассказывалось, что Уран был чрезвычайно любвеобилен и плодовит. Дабы облегчить постоянные страдания своей матери, богини земли Геи, один из сыновей Урана, бог времени Крон, оскопил отца серпом.
Отец медицины Гиппократ считал, что кастраты занимают промежуточное положение между мужчинами и женщинами. «Они, так же как и женщины не способны контролировать свои желания в еде, питье и физических удовольствиях». О том, что евнухи скорее женщины, чем мужчины, писали также Аристотель и Гален.
В Риме первые рабы-евнухи появились при роскошном дворе утонченного покровителя искусств Мецената. С его легкой руки они быстро вошли в моду и стали считаться предметами роскоши, уподобляя своих владельцев восточным царям. Римские поэты восхищались и воспевали в стихах вечно молодых кастратов, у которых, в отличие от остальных мужчин, не росла борода.
Кастраты упоминаются и в Новом завете. В своем евангелии Матфей писал: «Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного». Первые христиане относились к кастратам без осуждения, считая их заведомо убереженными от греха блуда и распутства.
В конце I века римский император Домициан законодательно запретил кастрацию своих подданных. Но его власть не распространялась на сопредельные с Римом народы, и там возник неплохой бизнес: варвары кастрировали своих пленников, а порой и своих беднейших соплеменников, а затем втридорога продавали получившийся дефицитный живой товар в Рим, где спрос на евнухов, как и цены на них, постоянно росли. В III веке евнухи появились при дворе императора Диоклетиана. Правители Рима точно так же боялись заговоров, как и их восточные коллеги, поэтому не имевшие претензий на трон кастраты и в Вечном Городе быстро заняли роль «прослойки» между императором и остальными придворными. Они часто назначались на высокие должности.
Могущество евнухов особо пышно расцвело в Восточной Римской Империи. Уже при дворе преемника Константина Великого, Констанца II, влияние многочисленных кастратов было столь велико, что главный из них, Евсевий, фактически управлял государством. «Они скоро размножились и мало-помалу приобрели сначала знакомство с тайными помыслами Констанция, а потом и управление ими, — писал о евнухах английский историк Гиббон в своем труде „История упадка и разрушения Римской империи“. — Отвращение и презрение, с которыми все относились к этому уродливому разряду людей, точно будто развратили их и придали им ту неспособность ко всякому благородному чувству или благородному поступку, которую приписывало им общественное мнение».
Могущество константинопольских «безбородых» не снижалось и в дальнейшем. Евнухи вовсю пользовались своей близостью к первому лицу, отфильтровывали получаемую им информацию, брали взятки за высочайшие аудиенции. Историк Аммиан Марцеллин в конце IV века возмущался тем, как придворные евнухи «своими вкрадчивыми и независимо от возраста вечно детскими голосами нашептывали императору наветы на полководца Урсицина», и с тоской вспоминал законы Домициана, запрещавшего «подобные мерзости».
Похоже, что моралистов, подобных Марцеллину, в Византии было немного. Легкость, с которой поддерживавшие друг дружку евнухи достигали власти и богатства, вызывала общую зависть. Константинопольцы, мечтавшие о государственной карьере для своих детей, принялись калечить собственное потомство. Многие так же кастрировали собственных рабов, перепродавая их после этого втридорога. Процедура была небезопасной: по статистике VI века из 90 пациентов, подвергшихся кастрации, выживало лишь трое.
Император Юстиниан I пытался бороться с подобными практиками, применяя к врачам-кастраторам закон талиона, согласно которому наказание должно соответствовать преступлению. Если же оскопленные по приговору суда врачи выживали, то их навечно ссылали на галеры. Наказание, правда, не распространялось на тех, кто делал операции по медицинским показаниям или по просьбе самого пациента. В случае юного возраста пациента согласие могли дать его родители, то есть превращения в евнухов маленьких византийцев (чаще всего операция делалась, когда мальчикам было 612 лет) не прекратились.
Стремление дать своим детям возможность разбогатеть было сильнее, чем страх перед законом или даже смертью. Все знали о том, как высоко взлетают попавшие в императорский дворец евнухи. Почти не было таких должностей, которых за историю Византии ни занимали бы кастраты. Законодательно им запрещалось быть только префектами городов, квесторами и доместиками. Некоторым поручали даже командование армиями и флотами, хотя, за редким исключением, полководческих талантов евнухи не проявляли.
Православная церковь уподобляла мужчин, лишившихся своих достоинств, бесполым ангелам, так что неудивительно, что многие евнухи становились священниками. В Византии существовали даже отдельные монастыри для кастратов. Посторонние мужчины (кроме близких родственников и глубоких старцев) туда не допускались, возможно, во избежание возникновения греховных помыслов при виде вечно юных монахов. Немало евнухов стали патриархами, возглавив Вселенскую православную церковь. В хрониках упоминается, как патриарха Мефодия I (IX век) обвинили в связи с некой женщиной. Тот сперва даже не понял, о чем идет речь, а когда ему растолковали суть обвинений, «немного приподнялся с кресла, закатал на себе одежду и обнажил свой срамной член чудной и не как у людей». При этом он пояснил, что такую свободу от страстей ему подарили усиленные молитвы апостолу Петру.
Преемник Мефодия патриарх Игнатий (около 797877) был сыном императора Михаила I. Когда мальчику было 16 лет, его отец стал жертвой государственного переворота. Новый правитель Византии приказал кастрировать наследника и постричь его в монахи. Игнатий сделал отличную церковную карьеру и становился патриархом даже дважды. Перерыв в патриаршестве был связан с его изгнанием из-за бурной ссоры с родственниками очередного императора. После смерти Игнатий был причислен к лику святых. Кстати, он не единственный оскопленный святой. Историки насчитывают четверых таких же, как он, а в полной комплектации еще нескольких сомневаются.
В мирской жизни евнухи святостью отнюдь не отличались. Надежды императоров, что преданные кастраты будут предотвращать направленные против правителей Византии заговоры, оказались преждевременными. Евнухи действительно сами не претендовали на трон, но они были не прочь посадить на него своих родственников. Например, императрица Зоя (9781050) по наущению евнуха Иоанна сперва сделала своим любовником его брата Михаила, а потом женилась и короновала милого. Венценосную парочку быстро отодвинули от управления государством, и распоряжаться в нём принялась придворная партия евнухов. Она не была однородной. При дворе одни кастраты яростно интриговали против других, всячески пытаясь добраться до вершин власти и несметных богатств.
Роль и значение евнухов сильно упали во время правления Андроника Комнина, который кастратов недолюбливал. В 1204 году Константинополь захватили крестоносцы, двадцать тысяч придворных евнухов в ужасе разбежались на окраины империи и в сопредельные страны. Через несколько лет многие из них вернулись и обнаружили, что прежнего влияния при дворе им уже не добиться: представители новой династии Палеологов видели в кастратах прежде всего искалеченных людей, а новые законы о престолонаследовании лишали смысла антизаговорщицкую деятельность евнухов при дворе. После покорения Византии турками евнухи обосновались в гаремах, где охраняли покой и супружескую верность жен и наложниц своих владык. Большинство гаремных кастратов были чернокожими, их присылали в Стамбул из вассальных османам африканских стран.
Почти одновременно с утратой «безбородыми» власти в Византии евнухи достигли вершин могущества на другом конце Азии — в Китае. Императоры Поднебесной с древнейших пор окружали себя кастратами, но с воцарением династии Мин власть скопцов достигла невиданных высот. До той поры основу чиновничества составляли мандарины, которым при приеме на государственную службу приходилось сдавать сложные экзамены. Эти богатые и образованные люди были приверженцами конфуцианства и могли позволить себе не подчиняться императору и уходить в отставку в случае несогласия с его повелениями. Подавляющее большинство евнухов были неграмотными, зато их жизнь и благосостояние полностью зависели от властелина, что было залогом их личной преданности. Это в глазах императора с лихвой восполняло их неграмотность, и евнухи заняли практически все придворные должности.
Бесполые существа заполонили весь Запретный Город, в центре которого находился императорский дворец. Они не только прислуживали монарху, его женам и наложницам, но и производили всё, что окружало Сына неба: одежду, мебель, здания, ювелирные украшения. Придворные кастраты пекли хлеб и пасли скот, заготавливали дрова и носили воду, словом, обеспечивали всё, на что мог упасть взгляд императора. При его выходе за пределы дворца одни евнухи мели дорогу, по которой другие евнухи несли императорский паланкин.
В XV—XVI вв.еках евнухи вытеснили мандаринов со всех более-менее значимых государственных должностей. Они возглавляли армии и выполняли дипломатические поручения, собирали налоги и карали преступников. Евнух Чжэн Хэ возглавлял китайский флот, отправившийся в 1405 году в Индийский океан. Всеми судами этой огромной флотилии тоже командовали евнухи.
Историю Китая писали ненавидевшие кастратов мандарины, которые изображали евнухов исключительно казнокрадами и взяточниками. Возможно, так оно и было, и простые китайцы действительно не любили евнухов — кто же любит налоговиков и чиновников? Однако, китайцы, несмотря на запреты, массово кастрировали своих детей, надеясь на то, что те сделают карьеру в Запретном Городе. Многие нищие с той же целью оскопляли себя сами. Когда подобное вскрывалось, виновников отправляли в солдаты, и в китайской армии существовало несколько подразделений, полностью укомплектованных кастратами. К моменту падения династии Мин в XVII веке в Китае жили сто тысяч евнухов.
В дальнейшем значение кастратов в китайской иерархии снизилось, но роль обслуживающего персонала при членах императорской фамилии они сохраняли за собой до начала XX века. Последний из воспитателей императора Пу И, евнух Сунь Яоцинь умер в 1996 году, не дожив нескольких дней до 94 лет.
В Западной Европе в течение веков кастрация служила разве что орудием личной мести. Например, французского философа, поэта и священника ХI века Абеляра лишил мужского достоинства дядя его любовницы Элоизы, которую поэт соблазнил без разрешения на то её родственника. Кастрация закрыла Абеляру путь к высоким церковным должностям — католической церкви кастраты не нравились. Своеобразная мода на кастратов вспыхнула в Европе в начале XVII века. Папские капельмейстеры вспомнили, как еще за тысячу лет до того ангельскими голосами кастрированных в юном возрасте певцов наслаждались византийские императоры. Появление кастратов в папской капелле решило проблему исполнения многих вокальных партий, ведь женщины в Ватикан не допускались. Вскоре специально для певцов-кастратов стали писаться партии в первых операх, и в Европе начался настоящий бум.
Некоторые кастраты становились настоящими звездами, самой известной из которых был Фаринелли (17051782). Когда умер его отец, придворный неаполитанский композитор, семья оказалась на грани разорения. Гениальным экономическим решением проблемы стала кастрация младшего 12-летнего сына, подававшего вокальные надежды. Риск оправдался: Фаринелли с его голосом, охватывавшим три октавы, быстро начал получать огромные гонорары и спас семью от нищеты. У него, как и у других певцов-кастратов, имелось много фанаток. Те испытывали к объектам своего поклонения далеко не только эстетические чувства, но ответить им взаимностью звезды оперной сцены не имели никакой возможности. Кастрацию мальчиков-певцов запретил папа Лев XIII в 1878 году. С тех пор партии, написанные для кастратов в современных постановках старинных опер, исполняют женщины. До сих пор находятся желающие обойти папский запрет полуторавековой давности.
Сегодня кастрация (химическая или хирургическая) применяется в некоторых странах как наказание для неисправимых сексуальных маньяков. Подвергшиеся этой процедуре субъекты уже и думать не смеют о получении хоть каких-то привилегий, не говоря уже о государственных должностях.
Дмитрий Карасюк