Взлёт и падение Ореста Кипренского
Ореста Кипренского с радостью принимали в домах знати не только в России, но ещё во Франции и Италии. Его талант получил признание в Европе и, казалось, ничто не может помешать его восхождению к славе и богатству. Однако трагическая случайность в один момент разрушила все его надежды и чаяния. Оресту Кипренскому пришлось снова шаг за шагом доказывать свою значимость у себя на родине и за границей.
На пути к славе
Родителями Кипренского были записаны крепостные Анна Гаврилова и её супруг Адам Швальбе, однако тот факт, что Орест является незаконнорождённым сыном помещика Дьяконова, скрыть не удалось. Впрочем, сам Алексей Дьяконов и дал сыну вольную, едва тот достиг возраста 6 лет.
В это же время при покровительстве Дьяконова Ореста Кипренского определили в училище при Академии художеств. Здесь детям давали базовые знания по всем предметам, учили языкам, а ещё давали возможность постичь азы рисования. В возрасте 15 лет в 1797 году Орест стал студентом Академии художеств, особое внимание уделяя портретной и исторической живописи. Наставниками Кипренского стали Угрюмов и Дуайен.
Юноша уже в начале обучения снискал славу талантливого и усердного ученика, неоднократно получал награды Академии. Лучший ученик Академии по окончании учебного заведения мог претендовать на так называемую пенсионерскую поездку в Европу для совершенствования своего художественного мастерства. Несмотря на то, что Орест Кипренский был одним из лучший, по окончании Академии выиграть поездку ему не удалось.
Молодой художник не стал впадать в отчаяние. Директор Академии пошёл навстречу талантливому студенту и его покровителю Алексею Строганову и позволил Кипренскому учиться в Академии дальше, на протяжении ещё трёх лет.
Уже через год, в 1804 году художник впервые принял участие в выставке Академии с портретом своего официального отца Абрама Швальбе. А уже в 1805 году для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии Кипренский представил картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». В этот раз удача была на его стороне, и он получил право на пенсионерскую поездку в Европу. Правда, она была отложена из-за наполеоновских войн.
Убийство в доме Кипренского
В долгожданную творческую поездку по Европе художник отправился лишь в 1816 году, успев до этого снискать на родине славу одного из самых талантливых портретистов. Пенсионерская поездка состоялась во многом благодаря покровительству императрицы Елизаветы Алексеевны, по достоинству оценившей художественный талант мастера.
Художник побывал сначала в Германии, затем отправился в Рим, где не только изучал итальянское искусство, но и продолжал писать. Портреты и исторические картины Кипренского обратили на него внимание Флорентийской академии и вскоре живописец получил предложение написать свой портрет для галереи Уффицы, где выставлялись автопортреты самых знаменитых художников. Это было безоговорочное признание, ведь Кипренский был одним из первых русских живописцев, удостоенных такой чести.
Примерно в то же время он написал портрет «Девочка в маковом венке», для которого ему позировала Анна-Мария Фалькуччи. В разных источниках история маленькой натурщицы представляется по-разному. В одних девочку называют дочерью взрослой натурщицы художника, в других указывают: малышку к художнику привела совсем другая женщина.
Кипренский проникся почти отцовскими чувствами к маленькой итальянке и был всерьёз обеспокоен её судьбой. Трагические события, произошедшие в доме живописца, круто изменили судьбу и самого Ореста Адамовича, и его маленькой воспитанницы.
В один из дней была жестоко убита натурщица художника. Её замотали в холст и попросту подожгли. Орест Кипренский считал убийцей женщины своего слугу, который скончался спустя несколько дней после убийства. Однако ходили упорные слухи о том, что к смерти натурщицы причастен сам художник.
Жизнь Кипренского в Риме стала невыносимой. Стоило выйти ему из дома, как уличные мальчишки начинали забрасывать его камнями, а двери всех домов захлопнулись перед художником.
Возрождение
Орест Кипренский не оставил без внимания свою маленькую воспитанницу, даже покинув Италию. Перед отъездом он смог определить девочку на воспитание в пансион при монастыре, полностью оплатив её содержание, при этом настоящая мать девочки всячески тому препятствовала, пытаясь шантажировать художника.
Кипренскому удалось добиться лишения матери родительских прав, а итальянские власти, дабы не провоцировать новые скандалы вокруг данной ситуации, сами выбрали монастырь для содержания Мариуччи, как её называли.
Слухи об убийстве в доме Кипренского в Риме тем временем докатились и до России, а потому родина встретила художника неласково. Перед возвращением живописец побывал в Париже, а затем прибыл в Россию.
Здесь, благодаря участию графа Шереметева, Орест Кипренский вновь взялся за кисть. Для него оборудовали мастерскую во дворце Дмитрия Шереметева, и он стал личным живописцем графа.
Со временем о трагедии в Италии забыли, Кипренский стал получать заказы на написание портретов. В 1827 году он написал портрет Александра Пушкина, который стал самым известным и распространённым изображением поэта. При этом гений русской поэзии был весьма капризным заказчиком, но портретом кисти Кипренского откровенно восхищался.
А в 1828 году художник навсегда оставил свою родину, отправившись в любимую ним Италию. Прошло немало лет, прежде чем ему удалось разыскать свою бывшую воспитанницу. Когда же они встретились, то оба разрыдались от избытка чувств и радости встречи. Вскоре Кипренский женился на 25-летней Анне-Марии Фалькуччи, приняв для этого католичество. А спустя три месяца он скончался от воспаления лёгких.
В 1792 г. была опубликована сентиментальная повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза», а спустя 35 лет художник Орест Кипренский написал одноименную картину на сюжет этого произведения. В его основу легла трагическая история юной крестьянской девушки, соблазненной дворянином и брошенной им, в результате чего она покончила с собой. Слова Карамзина «И крестьянки любить умеют» многие считали ключевой фразой, объясняющей замысел картины Кипренского. Однако у художника были и глубоко личные мотивы, заставившие его обратиться к этой теме.