свидомым, упоротым и пр. альтернативно одаренным, иногда строчащим мне комменты "ошарикове" - посвящаю..)
Как известно из повести М.Н. Булгакова «Собачье сердце» — донор гипофиза в опыте профессора Преображенского, погибший от удара ножом возле пивной «Стоп-сигнал» трижды судимый, зарабатывал игрой на балалайке по кабакам.
По ходу повествования оказывается, что именно гипофиз Клима передал милейшему псу Шарику дурную наследственность, которая превратила его в хулигана, дебошира, хама и бытового разложенца. Получившийся из собаки и Клима Чугункина (он же Чугунов — Булгаков в показаниях путается) кадавр с конца 1980-х стал символом пролетария и «восставшего хама» — всё благодаря гениальной игре актёра В. Толоконникова и прочтению повести режиссёром В. Бортко.
Если с определением «восставший хам» согласиться легко — П.П. Шариков в фильме и литературной основе предстаёт крайне гнусным типом, то вот с пролетарской наследственностью есть известные вопросы.
Клим Чугункин — зарабатывает игрой на балалайке по кабакам, т. е., он — музыкант, «лабух», представитель творческой интеллигенции, а значит, мелкий буржуа. Он не пролетарий, он не является наёмным работником, ибо вся прибыль от его непосредственной деятельности достаётся ему, он не существует в условиях отъёма прибавочной стоимости.
В этой связи, образ Клима-Полиграфа Чугункина-Шарикова предстаёт в совершенно ином свете.
Клим-Полиграф ничем не отличается от Андрея Макаревича, Луизы «Мадонны» Чикконе, Стаса Михайлова, Тимати, Монеточки, Оззи Осборна и так далее. Ничем, кроме размеров прибыли. И, конечно, светская хроника, начиная с «Машины с евреями» (Петра Подгородецкого) и «Я Оззи» (Осборна) до регулярного отражения подвигов творческой интеллигенции в лентах новостей, однозначно указывает на корни отвратительного поведения Шарикова.
Вспомним откровения О «Машине времени» Подгородецкого:
«О том, что творилось после концертов, я помню смутно. … Каждый день заканчивался беспамятством, а следующий начинался с «опохмел-парти»."
«десятки, если не сотни девчонок у служебного выхода, только ждавших указующего перста и магического слова «Ты!». Главное было — не нарваться на несовершеннолетнюю, которых, конечно, было большинство. Но и такие проколы случались: как-то я получил себе в гости семнадцатилетнюю девицу, выглядевшую на все 25. Заботливые администраторы гостиницы позвонили мне и спросили, известно ли уважаемому Петру Ивановичу, сколько лет девочке и чьей дочерью она является.»
«Там я впервые увидел, что такое настоящий номер «люкс», — двухэтажное помещение с гостиной, роялем, панорамным видом на Финский залив и прочими «излишествами». Жил в нем, конечно, Макаревич, но мы все собирались там каждый вечер, чтобы хорошенько расслабиться. Естественно, у нас перебывали все валютные путаны, работавшие в круглом барчике внизу, причем исключительно на добровольной основе. Давали они артистам из любви к искусству»
«Коллектив наш, круто замешанный на травке, был спокойным и дружным. Марихуана, вообще, как-то успокаивает.»
«Другое дело — кокаин. На него я подсел в 94-м году, когда заработки «Машины» превысили все мыслимые пределы. … Сколько мы заработали? Если взять период 1990—1999 годов, то Макар — 3 — 4 миллиона долларов, все остальные от восьмисот тысяч до миллиона с лишним. Что касается меня, то из своего миллиона я примерно половину потратил на наркотики. "
И так далее. Книгу «Я Оззи» цитировать не станем — пришлось бы переписывать каждый третий абзац.
Моральный облик, словом, не блещет.
Необходимо заметить, у пролетария — наёмного работника, нет времени и денег на приобретение столь интересного образа жизни. Пролетарий не может половину зарплаты истратить на кокаин, а остальную — на шлюх. Конечно, деклассированный элемент — люмпен, заменяет кокаин «Моментом», а виски — политурой. Но, Чугункин не был деклассированным элементом, он делал карьеру музыканта. И карьера эта не дошла до калибров Макаревича или Тимати из-за рокового удара ножом.
А в целом, строки Булгакова являются сухой выжимкой из светской хроники — надо лишь заменить названия напитков, веществ, кабаков и некоторые фамилии. В остальном, Чугункин — это типичный представитель «среднего класса» самозанятых музыкантов, звёзд шоу-бизнеса и прочих «властителей дум».