Легенды об амазонках: выдумка или все же нет?
Этим вопросом задавались еще древние греки. Уже тогда рассказы об этих воинственных женщинах обрастали многочисленными «авторскими дополнениями», приобретая то героически-привлекательные, то откровенно отталкивающие черты.
Наверное, многим известна легенда об Александре Македонском и его удивительной посетительнице, назвавшей себя царицей, правившей всеми между Кавказом и рекой Фазис. Великий завоеватель был удивлен обликом гостьи, который так не подходил для царственной особы, но еще больше его удивила цель визита — она хотела зачать дочь, которая в будущем должна была стать прекрасной воительницей. Той таинственной посетительницей была царица амазонок Фалестрис. Эту историю поведал римский писатель Курций Руф через 400 лет. Но другой биограф Македонского, Арриан, полностью опровергает слова своего коллеги, ссылаясь на отсутствие данных об этой довольно-таки интересной подробности жизни великого полководца у других писателей.
Уже тогда сказания о девах-воительницах считались легендой… Даже само их название — и то вызывает споры. Много историков как современных, так и древних считали, что этот термин пошел от слова «безгрудые», так как амазонки выжигали левую грудь, чтобы удобнее было стрелять из лука. Их оппоненты ссылаются на то, что хоть облик амазонок меняется от безобразных фурий до прекрасных дев, они всегда были с двумя грудями. Есть версия, что они названы так потому, что не кормили детей грудью. По еще одной версии название племени пошло от греческого словосочетания «a-mazo», то есть — без ячменя, объясняя это тем, что амазонки были кочевниками и не выращивали хлеба. Вот в чем сходятся историки, так это в оружии, которым пользовались амазонки. Считается, что они чудесно стреляли из лука верхом и владели двойным боевым топором. Так были ли они на самом деле?
Давайте, сначала немного истории. О происхождении амазонок задумывались уже великие историки древности, часто, правда, споря друг с другом, потом эстафету подхватили более поздние исследователи, вплоть до наших современников. В большинстве фактов они все же сходятся. Когда-то, как считают многие историки, власть в племени принадлежала женщинам, но с переходом к земледелию и скотоводству главенство захватывали мужчины, женщин же постепенно вытесняли из общественной жизни, пока они не стали заниматься исключительно домашним хозяйством. Им же занимались рабы, поэтому женщины сами были низведены почти до рабского положения. Намного дольше сохранялось равноправие в кочевых племенах. Исторические источники повествуют о том, что женщины многих народов могли охотиться и защитить себя и детей от врагов, пока мужчины воевали или кочевали со стадами. Например, путешественник Карпини даже в 13 веке отмечал, что половецкие женщины наравне с мужчинами ездят верхом и стреляют из лука.
В народном фольклоре тоже сохранились воспоминания о матриархате. Существует древнерусская былина про бой богатырши Настасьи Микулишны с Добрыней Никитичем. Настасья победила богатыря и уже хотела сунуть его в седельную сумку, но передумала и решила стать его женой. Есть подобная германская легенда о Брюнхильде, которая была согласна выйти замуж только за того, кто победит ее. К тому же, многие верховные божества, которые олицетворяли плодотворные силы природы, первоначально были женского рода и лишь позже стали мужчинами. У некоторых народов (ирландцев, индусов) божествами войны были женщины. У древних славян, германцев, кельтов женщины были равноправными с мужчинами, а у некоторых племен только они могли лечить и заниматься магией. Возможно, так называемые амазонки принадлежали к особому жреческому сословию, который хранил и передавал потомкам секреты боевого искусства, кто знает?.. Но вернемся к истории.
В древних Афинах женщины уже с 600 г. до н.э. не имели права не то что принимать участие в политической жизни страны, а даже ходить в театр или на спортивные соревнования. Тем более странным было то, что про мужество амазонок и их умение воевать античные авторы вспоминают с почтением и уважением.
Откуда же они, все-таки, взялись? Геродот считал, что они отделились от скифов, мигрировали, потом, после Троянской войны, часть амазонок опять соединились со скифами, так получилось племя савроматов, где женщины пользовались равноправием. В истории возникновения этого племени тоже есть много загадочного. Амазонки несколько раз осаждали Афины, но были отброшены. Окончательное поражение девы-воительницы получили во время Троянской войны, после чего уцелевшие и оставшиеся на свободе, ушли в ущелья современного Северного Кавказа. Некоторые историки утверждают, что их встречали там вплоть до 17 века.
Отчасти эту гипотезу могут подтвердить и легенды, и исторические факты. Вот некоторые из них. Игра по-крупному началась с того, что Гераклу было поручено достать пояс царицы амазонок Ипполиты (или Антиопы), дочери Ареса, который делал ее неуязвимой для любого оружия. Несмотря на опасения, это ему удалось очень даже успешно — царица сама отдала ему пояс. Все бы хорошо, но тут вмешалась мстительная Гера, надоумив амазонок убить Геракла. Ему пришлось спасаться бегством вместе с Антиопой. Им удалось бежать в Афины, которыми управлял в то время Тесей, но и там их не оставили в покое. Ипполита и Тесей полюбили друг друга и даже хотели жениться (или уже женились). Но тут, решив, что их царицу обижают, девушки бросились спасать Антиопу, в пылу погони не замечая, что та не особо в этом нуждается. Амазонки осадили город, началась кровавая битва в которой и погибла Ипполита, сражаясь на стороне Тесея (хотя есть и другие версии ее гибели). Кстати, есть исторические доказательства того, что эта битва была на самом деле — свидетельства историка и философа Плутарха. Он побывал в Афинах, видел памятники, захоронения амазонок, описал праздники и жертвоприношения в честь воинственных дев, сражавшихся под стенами Афин.
Вторым кульминационным моментом в истории амазонок было их участие в Троянской войне. Воинственные девы снова возгорели желанием отомстить за свою царицу (только непонятно, за что они собирались мстить) и бросились на помощь почти поверженным троянцам. Ситуация на поле битвы кардинально изменилась. Но тут появился Ахилл, он смертельно ранил предводителя троянских союзников и сорвал с него шлем. Предводителем оказалась прекрасная Пантеселея, в которую Ахилл сразу же влюбился, но сделать уже ничего не смог. Теперь до конца жизни его сжигала тоска по любимой, которую он сам убил. Пантеселея же стала образом любви, которая побеждает даже смерть…
Амазонки под Троей были разбиты окончательно, оставшиеся в живых и на свободе скрылись или рассеялись среди других народов так, что от них не осталось даже следа. Так бы и остались сказания об амазонках всего лишь сказками, но тут свое веское слово сказали археологи. Сначала Шлиман раскопал Трою, это показало, что у последнего и самого яркого выступления амазонок есть историческое подспорье. Потом в 1928 г. на берегу Черного моря ученые раскопали могилу князя, который был погребен в полных доспехах и во всеоружии, а также с двойным топором. Каким же было удивление археологов, когда «князь» оказался женщиной. В 1971 г. на Украине было найдено захоронение женщины, в могиле которой находились оружие и сокровища, а также скелеты двоих убитых мужчин. В 1993—1997 гг. могилы вооруженных женщин были найдены в Казахстане, их возраст — около 2500 лет. Кто это были? Царицы амазонок?
К сожалению, на этот вопрос нельзя ответить однозначно, пока не будут проведены раскопки в устье реки Фермодонт, где была столица царства амазонок. Пока что точно можно утверждать лишь то, что в древности, да и в более поздние времена существовали женщины, которые могли защитить себя. Но амазонки не пускали мужчин в свою жизнь и, возможно, именно из-за этого исчезли без следа, ведь мужчина и женщина могут существовать только вместе.