http://www.nsk.aif.ru/culture/zagadka_imperatora_deystvitelno_li_aleksandr_i_umer_ot_bolezni
Осенью 1836 г. к одной из кузниц на окраине города Красноуфимска подъехал верхом бедно, но чисто одетый высокий человек. Он попросил подковать его лошадь. И облик его, и манера речи показались кузнецу странными. Он заподозрил в незнакомце шпиона и позвал полицию. Задержанный и препровождённый в городскую тюрьму странник назвался Фёдором Кузьмичом. От дальнейших разъяснений он отказался, представившись бродягой, не помнящим родства. Бродягу наказали двадцатью ударами плетью и приговорили к ссылке в Сибирь на поселение.
Загадочный старец
26 марта 1837 года Фёдор Кузьмич прибыл к месту ссылки — в деревню Зерцалы Томской губернии. Во время следования по этапу Фёдор Кузьмич расположил к себе не только арестантов, но и конвоиров своей заботливостью о слабых и больных, беседами и утешениями. По прибытии Фёдора Кузьмича определили работником на Краснореченский винокуренный завод. Однако на принудительных работах его по старости лет не занимали. В передвижениях не ограничивали.
Старец занялся подвижнической деятельностью — обучал грамоте сельских ребятишек, оказывал врачебную помощь местному населению. Но большую часть времени проводил в молитве. Везде и всегда с ним было несколько религиозных книг, икона Александра Невского и распятие, поражавшее нерусским характером работы.
Фёдор Кузьмич строго соблюдал посты и другие христианские каноны. В скоромные периоды благодарные селяне заваливали его пирогами и прочей снедью. Он принимал, но, отведав немного, оставлял, а потом раздавал еду всем, кто к нему заходил.
В январе 1864 года старец занемог и 20 числа по старому стилю мирно преставился. Похоронили Фёдора Кузьмича на кладбище Томского Богородице-Алексеевского мужского монастыря, что говорило о признании церковью его подвижнических заслуг.
Спустя 39 лет, в 1903 году тогдашний настоятель монастыря благословил строительство часовни на могиле старца. Когда начали рыть траншею под фундамент, частично вскрылась могила. Мощи были нетленны.
Уйти в сермяге по дорогам
Почти за сорок лет до мирной кончины старца Фёдора Кузьмича Россию оповещают о скорбном событии: осенью 1825 года в Таганроге безвременно скончался император Александр I. Гроб, завинченный и залитый свинцом, везут через всю Россию, чтобы в Петербурге с подобающими церемониями поместить его в усыпальницу царской фамилии.
В тот же день, когда император Александр I покидает наш бренный мир, из Таганрога на север выходит высокий пожилой путник в одежде простолюдина с мешком за плечами и палкой в аристократически маленькой руке.
Александр I пришёл к власти через невольное отцеубийство. Сам он давал согласие только на отстранение Павла I от престола — и то под угрозой собственной жизни. Но воспоминания о кровавой ночи 12 марта 1801 года мучили его всю жизнь. Одержав победу в Отечественной войне 1812 г.,
Александр был уверен, что победой обязан только Божьему промыслу. Будучи человеком искренней религиозности и чуткой совести, он жестоко терзался усиливающимися во время его правления реакционными течениями — идеи декабристов витали в воздухе, а консервативная часть дворянства старалась не допустить их распространения. По поручению Александра I в России начали разрабатывать проекты поэтапной ликвидации крепостного права. Но российские крестьяне получили свободу только в 1861 году, за три года до смерти старца Фёдора Кузьмича.
Разлад между реальностью и идеалистическими представлениями о ней мучил императора год за годом и побудил, в конце концов, негласно отречься от власти и уйти «в сермяге по дорогам». В учебнике истории это событие называется «неожиданная смерть императора в 1825 г. в возрасте 48 лет».
Всего лишь бродяга?
Никаких официальных подтверждений того, что старец Фёдор Кузьмич и император Александр I — одно лицо, не существует. Однако Владимир КАМСКИЙ, историк, приводит несколько косвенных доказательств.
Пожалуй, самое веское — результаты вскрытия могилы Александра I в Петропавловской крепости. Вскрытие провели большевики под руководством Луначарского в 1919 году. Гроб оказался пустым, и было видно, что он никогда не использовался.
Тогда же, в 20-е годы прошлого века, в Томске нашли портрет старца Фёдора Кузьмича кисти местного живописца. Полотно один в один передавало черты императора.
Сам Фёдор Кузьмич в часовне деревни Зерцалы оставил загадочный вензель в виде буквы «А» с короной над нею и парящим голубем.
Внутри царской семьи, вероятно, тайна императора Александра свято хранилась и передавалась из поколения в поколение. Иначе как объяснить Александровскую колонну на Дворцовой площади, установленную Николаем I, младшим братом Александра, взошедшим на престол после его «смерти». Всегда до этого русским царям ставили конные памятники. А в память об Александре I архитектор Монферран изобразил ангела, несущего крест, и двуглавых орлов без корон, что аллегорически указывало на добровольный отказ от власти.
Из других доказательств — свидетельства современников о том, что царя в Фёдоре Кузьмиче узнал сосланный в Сибирь истопник из царского дворца. Узнал государя и отставной солдат, служивший в Петербурге. Увидев старца, он закричал: «Царь-батюшка, Александр Павлович!». Но тот поспешно ответил: «Я всего лишь бродяга. Молчи, не то попадёшь в острог».
Чуть позже императора в Фёдоре Кузьмиче опознала крестьянка Александра Никифоровна, которая по его настоянию поехала на богомолье в Почаевский монастырь в Кременчуге и там в доме графа Осен-Сакена видела портрет императора. Вернувшись в Сибирь, крестьянка сказала старцу, что он очень похож на императора, на что Фёдор Кузьмич ответил в том духе, что похожесть — ещё не доказательство родства.
В 1984 году Феодор Томский (старец Фёдор Кузьмич) канонизирован Русской православной церковью