21 декабря 1951 года в московском метрополитене вместо звонка стали объявлять станции (сначала станции объявлял машинист)
И тетенька в красной фуражке поднимала красный кружок и кричала «Готов», и поезд отправлялся.
Кружок и раньше, и сейчас с одной стороны красный, а с другой — белый с черным кружком посередине. Сигнал «Поезд готов к отправлению» — поднятый вертикально вверх в вытянутой руке ручной диск, окрашенный в белый цвет с черным кругом в центре. Им подают сигнал на конечных станциях после проверки высадки пассажиров.
Эту команду подавал начальник поезда, пока эту должность не упразднили. Вот когда это произошло — нам на курсах вроде не озвучивали. Изначально поездная бригада насчитывала трёх человек: машинист, помощник машиниста, и начальник поезда.
РИУ — это т.н. радиоинформационное устройство, а в одно лицо — это когда машинист управляет поездом без помощника, его заменили устройства АЛС-АРС (поездные и напольные). Автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости. Т. е. в метро нет локомотивного светофора, повторяющегося показания путевЫх, там на пульте стоит ЛУДС (локомотивный указатель допустимых скоростей) и он выдает на пульт частоту АЛС, соответствующую допустимой скорости на данном участке пути. Поездные устройства сверяют допустимую скорость с фактической и при её превышении (а так же при самопроизвольном скатывании состава) формируют команду на автоматическое торможение поезда. Это если в общих чертах. А переполненный вагон совершенно независим от эпохи))) Хотя, вне всякого сомнения, такого пассажиропотока, как сейчас, не было.
Через несколько секунд Волька добрался до Хоттабыча, повернул его лицом к перрону и благополучно спустился с ним вниз.
— Чего ты удрал, чудак человек? — спросил он у старика.
— Я увидел, повелитель мой, как из подземелья выползало гремучее чудовище с огненными глазами, и я не мог не бежать. Я не труслив, но укажи мне хоть одного джинна, который бы не испугался, увидев эти страшные глаза.
— Ну что это такое, в самом деле! — жалобно захныкал Волька. — Ну, ты же сам клялся мне, что не будешь бояться метро!
— Нет, не клялся. Я обещал тебе не бояться и действительно не боюсь уже автобусов, троллейбусов, грузовиков, трамваев, самолётов, автомашин, прожекторов, эскалаторов, пишущих машинок, патефонов, радиорупоров, пылесосов, электрических выключателей, примусов, дирижаблей, вентиляторов и резиновых игрушек «уйди-уйди». А про метро даже разговора не было.
Старик был прав: про метро Волька тогда забыл.
— Никакое это не чудовище, это обыкновенный поезд метро, и давай, пожалуйста, не задерживай нас больше своими глупыми страхами!
Они побежали по перрону к только что прибывшему поезду и, работая локтями, стали пробираться внутрь вагона. Народу было много, поезд шёл переполненный, и когда издали донёсся голос начальника поезда: «Готов!», — автоматические двери вагонов бесшумно закрылись, и поезд ушёл, оставив Хоттабыча на опустевшей платформе.
Он опоздал на одну секунду — он хотел посмотреть, кто это
кричит «Готов!»