Чудо Благодатного Огня: История, гипотезы, факты
Схождение Благодатного Огня года остается необъяснимой тайной, христиане верят в его чудесное, божественное происхождение. Причем, согласно историческим свидетельствам, огонь появляется в Кувуклии, — внутренней часовне иерусалимского храма Гроба Господня — только по молитве православного патриарха. Считается, что, если огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для всего человечества, а те, кто находится в храме, погибнут…
Воскресение Христова — Пасха, перед которым происходит описываемое событие — величайшее для христиан событие, являющее собой знамение победы Спасителя над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом.
На протяжении без малого двух тысяч лет Православные Христиане и представители других христианских деноминаций встречают свой величайший праздник — Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господнего (Воскресения) в Иерусалиме. В этой величайшей для христиан святыне, находится Гроб, где был погребен, а затем воскрес Христос; Святые Места, где Спаситель был осужден и казнен за наших грехи.
Каждый раз все, кто находятся внутри и поблизости с Храмом на Пасху становятся свидетелями схождения Благодатного Огня (Света).
История
Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений.
По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов: «Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом — исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя — чувственно и душевно," - читаем мы у церковного историка Григория Нисского.
«Петр предста ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся," - пишет Св. Иоанн Дамаскин. Евсевий Памфил повествует в своей «Церковной истории», что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы.
Среди ранних упоминаний свидетельства мусульман, католиков. Латинский монах Бернард, (865 г.) пишет в своем итинерарии: «В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом.»
Святая Кувуклия над Гробом Господним
Для обозначения гробницы это слово применяется в единственном на земле месте — в Храме Гроба Господня, где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для тридневного сна. Здесь Он воскрес, первенец из мертвых, открывая нам всем путь к Воскресению. Современная Кувуклия представляет собой часовню размером около восьми метров в длину и шесть метров в ширину, располагается под сводами Храма Гроба Господня.
Как и в евангельские времена, Гроб Господень, Святая Гробница, в настоящее время состоит из двух комнат: небольшая «погребальная камера» 2,07×1,93 метра, почти наполовину занятая каменным ложем — аркосалием, и входное помещение (комната), называемая приделом Ангела, размером 3,4×3,9 метра. Посреди придела Ангела расположен пьедестал с частью священного камня, который был отвален в свое время от Святой Гробницы Ангелом и на котором он и сидел, обращаясь к женам-мироносицам.
Современный Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, Кафоликон, или соборный Храм, являющийся кафедральным для Патриархов Иерусалимских, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов — маленьких храмов со своими собственными престолами.
На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п. Причем различные части Храма принадлежат нескольким христианским вероисповеданиям.
Например, церковь францисканцев и алтарь гвоздей — католическому Ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены, придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии — Эфиопской (Коптской) церкви. Но главные святыни — Голгофа, Кувуклия, Кафоликон, как и общее руководство службами в Храме, принадлежат Иерусалимской Православной Церкви.
С того времени, как Иерусалим стал принадлежать православным христианам, Храм Гроба Господня находится в черте города, обнесенного при султане Сулеймане высокой квадратной стеной; длина каждой из четырех сторон ровно один километр.
Церемония
Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи, которая, как известно, празднуется в иной день чем у других христиан.
В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за церемонией следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом — количество желающих гораздо больше возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко.
«Накануне в храме уже все свечи, лампады, паникадила были потушены. Еще в неотдаленном прошлом (в начале XX в. — прим. ред.) тщательно наблюдалось за сим: турецкими властями производился строжайший обыск внутри часовни; по наветам католиков доходили даже до ревизии карманов священнодействовавшего митрополита, наместника Патриарха…»
На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям — прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне — еврейской полиции, Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином.
«И вот утром Великой Субботы, в 9 часов по местному времени, начали появляться первые признаки Божественной силы: послышались первые раскаты грома, между тем, как на улице было ясно и солнечно. Продолжались они в течение трех часов (до 12-ти). Храм начал озаряться яркими вспышками света. То в одном, то в другом месте стали блистать небесные зарницы, предвещающие сошествие Небесного Огня," - пишет один из очевидцев.
«В половине второго часа, раздается колокол в патриархии и оттуда начинается шествие. Длинной черной лентой входит греческое духовенство в храм, предшествуя его Блаженству, Патриарху. Он — в полном облачении, сияющей митре и панагиях. Духовенство медленной поступью минует «камень миропомазания», идет к помосту, соединяющему кувуклию с собором, и затем между двух рядов вооруженной турецкой рати, едва сдерживающей натиск толпы, исчезает в большом алтаре собора» — повествует средневековый паломник.
Через 20−30 минут после опечатывания Кувуклии в храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие также является обязательным элементом Пасхальных торжеств. Молодые люди как наездники сидят на плечах друг у друга. Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал Православным Благодатный Огонь; «Иля дин, иля виль эл Мессиа» («нет веры, кроме веры Православной, Христос — истинный Бог») — скандируют они.
Для прихожан европейцев, привыкшим к иным формам выражения чувств и спокойным богослужениям бывает весьма непривычно видеть такое поведение местной молодежи. Однако Господь нам напоминал, что Он приемлет и такое, по детски наивное, но чистосердечное обращение к Богу.
«Во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить однажды эти «дикарские» пляски. Патриарх молился в Кувуклии два часа: огонь не сошел. Тогда Патриарх своей волей приказал впустить арабов… И огонь снизошел."Арабы как бы обращаются ко всем народам: правильность нашей веры Господь подтверждает низведением Благодатного Огня накануне православной Пасхи. Во что же веруете вы?
«Вдруг внутри храма над Кувуклией появилось небольшое облачко, из которого стал моросить мелкий дождичек. Я стоял недалеко от Кувуклии, потому и на меня, грешного, упали несколько раз маленькие капли росы. Подумал, наверное, на улице гроза, дождь, а крыша в храме неплотно закрыта, поэтому вода проникает вовнутрь. Но тут греки закричали: «Роса, роса…» Благодатная роса сошла на Кувуклию и смочила вату, лежавшую на Гробе господнем. Это было второе проявление Божией Силы.» — пишет паломник.
В Храм входит процессия — иерархи празднующих Пасху конфессий. В конце процессии идет православный Патриарх одной из поместных Православных церквей (Иерусалимской или Константинопольский) в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей. В своем крестном ходе процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Христос, место, где его побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, камень Помазания — на котором тело Христа готовили к погребению.
Процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого Православный Патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию; его разоблачают от риз и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Во времена господства турков, пристальный «контроль» за патриархом осуществляли турецкие янычары, обыскивавшие его перед вхождением в Кувуклию.
Надеясь уловить православных на подделке городское мусульманское начальство расставляло турецких воинов по всему храму, а те обнажали ятаганы, готовые отрубить голову всякому кто будет замечен вносящим или зажигающим огонь. Однако за всю историю турецкого владычества никто в этом так и не был уличен. В настоящее же время Патриарха осматривают еврейские полицейские следящие.
Незадолго до патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Затем Православный и Армянский Патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное тишина — ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь.
Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Впрочем в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием Иерусалимской Церкви считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей находящихся в Храме, а сам Храм будет разрушен. Поэтому, паломники обычно причащаются перед тем как прийти в святое место.
Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.
Схождение
Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышками Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма — от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.
Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи.
Рядом с кувуклией возник светящийся столп, снизу слева видна появившаяся в воздухе цепочка огней сами зажигаются лампады находящиеся по бокам Кувуклии загораются сами (за исключением 13 католических), как и некоторые другие в пределах храма. «И вдруг капля падает на лицо, а затем в толпе раздается крик восторга и потрясения.
Огонь пылает в алтаре Кафоликона! Вспышка и пламя — как огромный цветок. А Кувуклия еще темная. Медленно — медленно, по свечам Огонь из алтаря начинает спускаться к нам. И тут громовой вопль заставляет оглянуться на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опустился вертикальный широкий столб света».
Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова. В это же время двери Гроба открываются и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.
О том как загорается Благодатный Огонь рассказывают сами патриархи.
«Я видел, как митрополит склонился над низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред Святым Гробом, на котором ничего не стояло и который был совершенно обнажен. Не прошло и минуты, как мрак озарился светом и митрополит вышел к нам с пылающим пучком свечей».
Иеромонах Мелетий приводит слова архиепископа Мисаила: «Вшедше мне внутрь Святаго Гроба Господня, видевши бе на всей крышке Гробней блистает свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом совокупляясь, краснел и претворялся в вещество огня… и от сего-то огня уготованные кандила и свечи возжигаются.»
Гонцы, еще когда Патриарх находится в Кувуклии, через специальные отверстия разносят Огонь по всему храму, огненный круг постепенно распространяется по храму.
Однако не все зажигают огонь от патриаршей свечи, у некоторых он загорается сам.
«Все ярче и сильнее вспышки Небесного Света. Теперь Благодатный Огонь стал летать уже по всему храму. Рассыпался ярко-голубыми бисеринками над Кувуклией вокруг иконы «Воскресения Господня», и вослед вспыхнула одна из лампад. Врывался в храмовые часовни, на Голгофу (зажег на ней также одну из лампад), сверкал над Камнем Миропомазания (здесь также зажглась лампадка).
У кого-то обуглились фитили свечей, у кого-то сами собой вспыхнули светильники, пучки свечей. Всполохи все более усиливались, искры тут и там разносились по пучкам свечей.» Один из свидетелей отмечает, как у стоящей рядом с ним женщины трижды сами загорались свечи, которые она дважды пыталась затушить.
Первое время Благодатный Огонь совершенно не жжет.
Первое время — 3−10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами — совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем — водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы.
«Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило…» — писал четыре столетия назад один из паломников. Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.
Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимое по своей глубины чувство радости и духовного успокоения. По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при снизшествии огня, глубина чувств переполнявших людей в этот момент была фантастической, — из храма очевидцы выходили как бы заново родившимися, как они сами говорят, — духовно очистившимися и прозревшими. Что особенно замечательная не остаются равнодушными даже те, кому неудобно это дарованное Богом знамение.
Случаются и более редкие чудеса. Съемка на одной из видеопленок свидетельствует о происходящих исцелениях. Визуально камера демонстрирует два таких случая, — у человека с изуродованным гниющим цхом рана, смазанная Огнем, прямо на глазах затягивается и ухо принимает нормальный внешний вида, а также показан случай прозрения слепого (по внешним наблюдениям у человека были бельма на обоих глазах до «умывания» Огнем).
В дальнейшем, от благодатного Огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму, специальными авиарейсами Огонь будет доставлен на Кипр и в Грецию, откуда будет развезен по всему миру. В недавнее время непосредственные участники событий стали его привозить и в нашу страну. В близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами.»
Только ли православным?
Многие инославные, когда впервые слышат о Благодатном Огне пытаются укорить православных: откуда Вы знаете, что он дарован именно Вам? а что если бы его принимал представитель иной Христианской конфессии? Однако попытки силой оспорить право получения Благодатного Огня со стороны представителей других деноминаций были и случались не единожды.
Лишь в течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточных христиан, большую же часть времени, как и сейчас, городом правили представители других недружелюбно или вовсе враждебно относившихся к Православию учений.
В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами, римская церковь и местные градоначальники почитая Православных за вероотступников, смело принялись попирать их права. Английский историк Стивен Рансимен приводит в своей книге повествование об этом летописца западной церкви:
«Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии… Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше.
Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав…»
Капеллан Иерусалимских королей-крестоносцев, Фульк, рассказывает, что когда западные поклонники (из числа крестоносцев) посетили св. град прежде взятия Кесарии, для празднования в нем св. Пасхи пришли в Иерусалим, весь город был в смятении, потому что святый огонь не являлся и верные целый день оставались в тщетных ожиданиях в храме Воскресения. Тогда, как бы по небесному внушению духовенство латинское и король со всем двором своим пошли… в храм Соломонов, недавно обращенный ими в церковь из мечети Омаровой, а между тем Греки и Сирияне, оставшиеся у св. Гроба, раздирая свои одежды, с воплями призывали благодать Божию, и тогда, наконец, сошел св. Огонь.»
Но самый знаменательный случай произошел в 1579 г. Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь.
Колонна из которой изошел Благодатный Огонь, стоит до сих пор, как напоминание о воле Божией. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от кувуклии, но и вообще из Храма.
Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь.
Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника.
«Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: «Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера — вера православных христиан» — пишет инок Парфений [*]. В это же время на анфиладах построек прилегающих к храмовой площади находились турецкие солдаты. Один из них, по имени Омир (Анвар), увидев происходящее воскликнул: «Единая вера Православная, я — христианин» и спрыгнул вниз на каменные плиты с высоты около 10 метров. Однако юноша не разбился — плиты под его ногами растопились как восковые, запечатлев его следы.
За принятие христианства мусульмане казнили храброго Анвара и пытались соскоблить следы, столь явно свидетельствующие о торжестве Православия, однако им это не удалось, и приходящие в Храм до сих пор могут видеть их, как и рассеченную колонну у дверей храма. Тело мученика было сожжено, однако греки собрали останки, которые до конца XIX века находились в женском монастыре Великой Панагии, источая благоухание.
Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня. Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор.
Впрочем, это была не единственная попытка мусульман, отрицающих Страсти и Воскресение Господне, воспрепятствовать схожденияю Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): «…однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволоки, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась».
Трудно перечислить все многочисленные события, которые происходят перед схождением Благодатного Огня и во время его. Однако одно заслуживает особого упоминания. Несколько раз за сутки или непосредственно перед схождение Благодатного Огня, в Храме начинали мироточить иконы или фрески с изображением Спасителя. Впервые это произошло в Великую Пятницу в 1572 г.
Первыми свидетелями стали два француза, письмо об этом одного из них хранится в Центральной Парижской библиотеке. Через 5 месяцев — 24 августа Карл IX устроил в Париже Варфоломеевскую резню. За два дня была уничтожена треть населения Франции. В 1939 в ночь с Великой пятницы на Великую субботу она опять замироточила.
Свидетелями стали несколько монахов, живущих при Иерусалимском монастыре. Через пять месяцев, 1 сентября 1939 г. началась II мировая война. В 2001 г. это случилось вновь. Христиане не увидели в этом ничего страшного (см. описание свидетельницы)… но о том что произошло 11 сентября этого года — через пять месяцев после мироточения, знает весь мир.
В разные годы, разными людьми использовались и другие названия для чуда сошествия Благодатного Огня: Благодатный Свет, Священный Свет, нерукотворный Свет, Благодать.
Как загорается Благодатный Огонь во Гробе Господнем
Как-то вскоре после пасхальных дней я, в числе нескольких вновь прибывших паломников, сопровождал Патриарха на пути в Иерихон и к Иордану. На половине пути мы были приглашены в его палатку к обеду. Один из таких скептиков, выбрав удобную минуту, вдруг поставил так вопрос:
— Откуда, ваше Блаженство, изволите получать Огонь в кувуклии?
Престарелый Архипастырь, не обращая внимание на то, что слышалось в тоне вопроса, невозмутимо отвечал так (мною почти слово в слово записано было слышанное):
— Я, милостивый государь, извольте знать, без очков уже не чтец. Когда впервые вошел я в придел Ангела и за мною закрылись двери, там царил полумрак. Свет едва проникал через два отверстия из ротонды Святого Гроба, тоже слабо освещенной сверху. В приделе же Святого Гроба я не мог различить, молитвенник ли у меня в руках или что другое. Едва-едва замечалось как бы белесоватое пятно на черном фоне ночи: то, очевидно, белела мраморная доска на Святом Гробе.
Когда же я открыл молитвенник, к удивлению моему, печать стала вполне доступна моему зрению без помощи очков. Не успел я прочесть с глубоким душевным волнением строки три-четыре, как, взглянув на доску, белевшую все более и более и так, что мне явственно представились уже все четыре ее края, заметил я на доске оной как бы мелкий рассыпанный бисер разных цветов, вернее сказать, как бы жемчуг с булавочную головку и того меньше, а доска начала положительно издавать яко бы свет.
Бессознательно сметая изрядным куском ваты этот жемчуг, который начал сливаться подобно каплям масла, я почувствовал в вате некую теплоту и столь же бессознательно коснулся ее фитилём свечи. Он вспыхнул подобно пороху, и — свеча горела и три образа Воскресения озаряла, как озаряла и лик Богоматери и все металлические над Святым Гробом лампады. Предоставляю за сим вам, милостивый государь, судить о моем в ту минуту душевном волнении и вывести ответ на сделанный вопрос»).
Цит. по: Нилус С. Святыня под спудом. Сергиев Посад, 1911, с. 183- 187.
…Наиболее яркое описание (возгорания Благодатного Огня у Патриарха — прим. ред.) относится к 1892 г., где приводится чудесная картина возгорания Благодатного огня со слов Патриарха, он рассказывал, что иногда, войдя в Кувуклию, и не успев прочесть молитву, уже видел, как мраморная гробовая плита покрывалась мелким разноцветным бисером, похожим на маленькие жемчужины. А сама плита начинала издавать ровный свет. Патриарх сметал куском ваты этот жемчуг, который сливался подобно каплям масла. Он чувствовал в вате теплоту, и касался ею фитиля свечи. Фитиль вспыхивал, подобно пороху — свеча загоралась. Кстати, на плиту предварительно кладут хлопковую вату. По свидетельству очевидцев, иногда это делают иноверцы, чтобы исключить сомнения на этот счет.
Имеется и другое свидетельство. Митрополит За-Иорданский, принимавший Благодатный Огонь не раз, рассказывал, что когда он входил в Кувуклию, то лампада, стоящая на Гробе, горела. А иногда — нет, тогда он падал и со слезами начинал просить милости от Бога, а когда поднимался лампада уже горела. От нее зажигал два пучка свечей, выносил и подавал огонь ожидавшим его людям. Но сам он никогда не видел, как загорается огонь. Наместник Петр Мелетий говорил, что вот уже тридцать лет, как Бог сподобляет его принимать небесный огонь:
— Ныне (1859 г.) благодать уже сошла на Гроб Спасителя, как только я вошел в Кувуклию. Видно вы все усердно молились, и Бог услышал ваши молитвы. Бывало, долго молюсь со слезами, и огонь Божий не сходит с небес до двух часов, а на этот раз я уже увидел его, лишь только заперли за мною дверь!
После того как Патриарх выходит из Кувуклии, вернее его уводят в Алтарь, народ бросается во внутрь Гроба — прикладываться. Вся плита мокрая, как будто дождем смочена.
Цит. по: Юшина Л. Присутствие Божие: Притчи и миниатюры. — М.: ИНФРА-М, 2000, с. 18−19.
Отрывок взят из книги: Благодатный Огонь над Гробом Господним, 1991 г.
Из последних паломников блаженной памяти Андрей Николаевич Муравьев писал, что «на Гроб Господень предварительно кладется хлопчатая бумага (вата), дабы собирать ею святой Огонь, появляющийся, как говорят, малыми искрами на мраморной плите Гроба Господня». А. С. Норов описывает: «Я видел, как престарелый митрополит, склоняясь над низким входом, вошел в вертеп и повергся на колена перед Святым Гробом, на котором ничего не стояло и который был совершенно обнажен.
Не прошло минуты, как мрак озарился светом и митрополит «вышел к нам с пылающим пуком свечей». Иеромонах Мелетий, благочестивейший саровский старец, утверждает, что «явление святого Огня не от инуду, кажется, происходит, как точию от самого Гроба, освященного Плотию Христовою, который ежегодно источает оный в знамение сия истины и правоверия». Не будучи сам лично свидетелем схождения святого Огня, иеромонах Мелетий приводит слова архиепископа Мисаила, совершавшего тогда служение:
«Вшедшу мне, — говорил ему архиепископ Мисаил, — внутрь Святому Гробу, видим бе на всей крышке гробной блистающь свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом, совокупляяся, краснел и претворялся в вещество огня; но Огнь сей в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесят крат «Господи, помилуй» не жжет и не опаляет, и от сего-то Огня уготованные кадила и свечи возжигаются; но впрочем, — присовокупил архиепископ, — как, откуда явление сие бывает, сказать не могу».
Иеромонах Ипполит (XVIII век) пишет на родном ему украинском языке, что плита Гроба была покрыта «кропельками, як живое сребро…»
Цит. по: Троицкий благовестник 36, Издание Свято-Троице-Сергиевой лавры. 1991 г
Наиболее поздним из дореволюционных свидетельств является листовка «Благодатный огнь», отпечатанная русским художником И. И. Матвеевым в Иерусалиме в 1907 году и сохранившаяся в одном из дел Архива внешней политики Российской Империи. «На мраморную плиту Гроба Господня кладет патриарх Убрус Нерукотворный. От Лица Господня разсиявает благодатный огонь, яко бисер огненный, катящийся по Гробу. Тогда патриарх сметает бисер огненный пуками ваты. Но чтобы не пришлось мести по Убрусу, то он обкладается цветочными лепестками. Но бисер катится и по листикам, на лепестки, и собирает патриарх бисер огненный, и зажигает свечу, подавая святой огнь»
Цит. по: Архив внешней политики Российской империи, ф. РИППО, on. 873/ 1, д. 472, л. 80−81 об.
Почему мы убеждены, что Благодатный Огонь от Бога
В мире случается немало чудес, но, без сомнения, ничего подобного схождению Благодатного Огня по масштабам, необычности — исцеления людей, дарование им чувства духовного возрождения, снисхождения Огня без помощи человека, обладающего чудесными свойствами; Благодатная роса, Благодатный Свет и многое другое — не известно.
Хотелось бы предостеречь инославных Христиан от попытки причислить чудо Господа к делам диавола, ведь нам дано верное руководство к тому, как различать дела рук Божьих от козней искусителя:
«Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав [сие], сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] Вельзевула, князя бесовского… Но Иисус, зная помышления их, сказал им … всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам … Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. (Мф. 12:22−33).
Поэтому и мы спросим на дерзнувших сказать подобное о Благодатном Огне: признают ли они исцеление увечных и неизлечимо больных делом худым? Если же это дело доброе, то кто тот Единственный, кто мог подобное совершить?
Христианам, не исповедующих Православие, не помешает помнить и о том, что описываемые события происходят в Святая Святых всего Христианского мира — Храме Воскресения Христова (см. путеводитель по Храму). Разве позволил бы Господь строить свои козни лукавому в том месте, где Воскресением Он доказал Свою Божественную природу, одержал победу над смертью и силами тьмы.
Как показывает жизнь, описываемое чудо не ведет к духовному падению увидевших его людей, напротив, паломники свидетельствуют (см. 1, 2, 3, 4) о переполняющем их во время схождения чувством умиротворения, благодати, ни с чем не сравнимым по глубине, люди каются в своих грехах и плачут от радости, память о том, что Господь снисподобил их своей милости, останется с этими людьми навсегда и вряд ли сделает их хуже, а многие атеисты увидевшие знамение Господа становятся верующими. Более того, на протяжении многих лет и поныне схождение Благодатного Огня укрепляло веру в Спасителя в Христианах, находящихся под гнетом иноверцев.
Так в 1580 г., когда Благодатный Огонь единожды сошел за пределами Храма, там куда были выдворены Православные, местные арабы-христиане, в городе, где за проповедь Христианства полагалась смертная казнь, кричали: «Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера — вера православных христиан». А видевший его турок-мусульманин принял Христианство, заплатив за свое решение жизнью.
Ну, а самым ярым критикам не помешает узнать, что впервые Благодатный Огонь (Свет) возгорелся на Гробе Господнем в момент воскресения Христа, о чем свидетельствовали уже апостолы. Вряд ли стоит сомневаться, что среди иерархов Иерусалимской Православной церкви, принимавшей Благодатный Огонь был и его первый глава — апостол Иаков.
Символическую связь между Благодатным Огнем (Светом) и Воскресением Христовым точно подметил Николай Лисовский: «Неслучайно славянские просветители святые Кирилл и Мефодий перевели греческое слово «Анастасис» («восстание») славянским словом «Воскресение». «Воскресить» в первоначальном и основном смысле значит «возжечь, воскресить огонь».
Воскресение Христа есть тем самым не просто восстание из гроба его обожжённой плоти, но и воскресение Нового Огня и Нового Света. Как говорил Гераклит, мир, космос есть не что иное, как «огонь, мерно возжигаемый и мерно погасающий». И пока есть Церковь и есть верующие, пока совершается в Храме Гроба Господня ежегодное таинство Благодатного Огня в Великую Субботу, значит, Бог не оставил еще нас до конца, не оставил земли и мира, искупленных Голгофской Жертвой из рабства греха и смерти.»
От атеистов и верующих иных конфессий хотелось бы узнать, если бы события происходящие во время схождения Благодатного Огня были случайны, а не даны с определенной целью свыше, как объяснить столь явное благоволение чудесных событий именно к Православным (см. 1, 2, 3а, 3б)? Почему ничего подобного не дано никому другому. Если бы чада Православной церкви заблуждались, разве стал бы Господь давать им столь сильный повод укрепиться в своем «заблуждении», а ведь столь несомненное свидетельство не только укрепляет в вере Православных Христиан, но и обращает к истинной вере атеистов и людей других конфессий.
Кроме того, сошествие Благодатного Огня не имеет нынче никакого отдаленного подобия (за исключением Фаворского Света) — ведь это не событие эпизодическое которое, однажды произошедши не может быть увидено и проверено скептиками. Это Чудо происходит ежегодно (уже на протяжении почти 2000 тысяч лет — см. ранние свидетельства — в известное время и в известном месте, так что увидеть его собственными глазами может каждый человек, независимо от вероисповедания или убеждений.
Убежденным атеистам хотелось бы напомнить, что еще ни одному человеку не удалось предъявить не противоречащего фактам объяснения хотя бы части описанных нами событий. Если и делались подобные попытки, то они скорее объяснялись незнание масштаба и сути происходящих событий (см. разбор Е.Барсукова. «Пасхальный Огонь», теории О. Слезняка, а также Ответ на статью В. Киселевича «Из капли возгорится пламя»).
Те же ученые мужи, которым хорошо известны чудесные события или видели его своими глазами, прекрасно понимали всю бесплодность попыток объяснить Благодатный Огонь «проказами природы» или «махинациями попов». Так что скептикам мы просто посоветуем лишь поближе познакомиться с предполагаемым «объектом критики».
Впрочем, Господь всегда оставляет возможность для выбора. Как говорится «Вольному воля…»
Ответы на типичные обвинения в фальсификации
Молниеподобные вспышки, делаются с помощью светового оборудования и зеркал самими священниками
1) На кассетах с замедленной съемкой видно, как источниками вспышек стала икона Спасителя, в ряде случаев свет исходил из находящихся на большой высоте окон купола Храма (вертолеты со священниками по свидетельству очевидцев, вокруг купола тоже не летают).
2) Сомнительно, чтобы подобное «светопреставление», если бы оно имело место на самом деле, не разоблачила бы турецкая стража (которой было предписано рубить голову всякому проносящему в храм Огонь или предметы для его возжигания) и турецкая администрация под контролем которой раньше проходила Пасха.
Патриарх проносит в Кувуклию что-то с помощью чего можно получить огонь и там зажигает его.
1) Уместно напомнить, что перед вхождением Патриарха обыскивают и если сейчас это скорее символическое действие, то во времена господства арабов-мусульман и турок это был настоящий обыск (за пронос подобных предметов полагалась смертная казнь).
2) Очень сомнительно, что более сотни Патриархов, избравшие своим уделом служение Богу, полагаю, хорошо понимающих, что ложь не может идти на пользу истине, дружно обманывали свою паству, да так, что никто ничего не смог заметить или узнать.
3) Подобные обвинения, вообще особого смысла не имеют, поскольку обычно у некоторых паломников свечи загораются сами (что документально зафиксировано на видеопленку), часто сами загораются и висящие в храме лампады.
Необжигающий огонь получается с помощью эфира, поэтому не жжет
1) Свечи с Благодатным Огнем не жгут в любой точке храма Гроба Господнего, в т. ч. на верхних его ярусах
1.1) Невозможно наполнить огромное помещение эфиром
1.2) К тому же требуется определенная его концентрация. Как ее устанавливают православные священники при том, что храм принадлежит нескольким конфессиям и подобных их действий не наблюдается.
2) Огонь сохраняет не обжигающие свойства и за пределами храма. Как там сохраняется эфир? почему его не сносит ветром
3) Откуда священники получают и получали эфир в огромных количествах?
4) Почему эфир горит нетипичным для него пламенем?
5) Как получается что свечи загораются сами?
6) Почему, если как утверждают некоторые критики храм переполнен эфиром, он не взрывается при возгорании огня (представьте себе искру возникшую в баллоне с газом)? Почему не возгорается все пространство или какие то отдельные его объемы, а горят только свечи и лампады?
7) Почему паломники не отмечают необычного запаха?
Верующие просто быстро проводят руками и поэтому не обжигаются
Используется какой-то специальный химический состав горящего материала (вариант — создается специальная атмосфера), с помощью которой достигается не жгущее (теплое) пламя.
1) Большинство паломников привозит обычные свечи из дома или покупает их у арабов на улице, специальной торговли в храме вообще нет. Тем не менее Огонь не обжигает независимо от того, от какой свечи он зажжен.
2) Православные принимали Благодатный Огонь на протяжении тысяч лет при правлении враждебно настроенных к ним арабов-мусульман, турок, латинян, евреев, тем не менее никто не смог уличить Православное духовенство в какой-либо подтасовке.
3) По свидетельству очевидцев, температура Огня составляет около 40−45 градусов С. Химии неизвестны вещества, которые горят при обычных условиях с такой температурой пламени.
4) Интересно услышать какую специальную атмосферу могли создать православные священники, к примеру в 12 веке, когда купол как таковой отсутствовал (когда шел дождик, он капал и на прихожан), особенно с учетом того, что ключами от храма владеет семья мусульман, сам храм ежедневно закрывается на ночь.
Верующие смазывают части тела специальным составом так, что он не горит.
1) Что это за состав, кто осчастливит науку его формулой?
2) Интересно, почему же не горят и бороды (а их тоже умывают Огнем).
3) Неужели подобное стали бы дружно делать все 10 000 паломников ежегодно находящихся на Праздник в Храме, прибывшие из разных концов мира, да еще и так, что никому об этой хитрости до сих пор неизвестно. Неужели бы они согласились на протяжении суток в страшной тесноте с нетерпением ожидать Чуда?
Благодатный Огонь — природное явление. День Пасхи был специально рассчитан Православными, знавшими астрономию, было выбрано специальное место.
1) Дата празднования Православной Пасхи установлена по юлианскому календарю, таким образом, чтобы всегда быть после иудейской, как это случилось во времена Спасителя.
2) Год от года положение планет и даже фаза (возраст, расстояние, положение на небе) Луны на Пасху изменяется существенно (см. таблицу), что указывает на полную несостоятельность гипотезы о какой-либо связи сошествия Благодатного Огня с астрономическими явлениями.
3) Это «природное явление» должно быть очень привередливым и непослушным, если оно в 1580 г. сошло вне пределов Храма, когда в нем не оказалось Православного священника; «ожидало» православных иерархов, которые были удалены латинянами из Храма на Пасху 1101 г.
4) Если согласиться с этими предположениями, то получится, что в состав «природного явления» входят
а) сошествие Огня непонятно откуда,
б) самовозгорание лампад, свечей и даже не горящих предметов (воды, железа)
в) молниеподобные вспышки света,
г) молнии,
д) исцеление людей (зафиксировано на пленках) и др.