Александр Порфирьевич Бородин (12 ноября 1833, Санкт-Петербург — 27 февраля 1887, там же) был одним из немногих людей нового времени, сумевших добиться выдающихся достижений в двух диаметрально противоположных областях.
Александр Бородин был незаконнорождённым сыном грузинского князя и дочери военного. Князь не мог признать мальчика своим сыном, но принял в его судьбе большое участие, а перед смертью выдал мать будущего композитора замуж, маленькому Саше дал вольную (его просто были вынуждены при рождении записать крепостным), и купил им дом.
Авдотья Константиновна, мать мальчика, не чаяла в нём души. Путь в гимназию Александру был закрыт, но его домашним обучением занимались лучшие педагоги. А когда пришла пора получать высшее образование, мать дала взятку, и чиновники Казённой палаты записали Александра Бородина купцом. Это позволило ему сдать экзамены за гимназический курс и записаться в Медико-хирургическую академию вольным слушателем.
После окончания академии Бородин был всецело поглощён химией, вспоминая о музыке разве что во время посещения театров. Вернуло его интерес к музыке знакомство с Екатериной Протопоповой. Красавица-пианистка тяжёло болела и вынуждена была лечиться в Европе. Бородин сопровождал Екатерину во время её поездки в Италию, благо тамошняя химическая школа вызывала в нём профессиональный интерес. Молодые люди закономерно сблизились и обручились.
Супруга Бородина страдала тяжёлой формой астмы. Даже при полном соблюдении режима у неё иногда случались тяжёлые приступы, во время которых муж выступал и в роли врача, и в роли сиделки.
Бородин всю жизнь считал себя химиком, а к музыке относился как к хобби.
В мире Бородин известен как композитор, о его занятиях химией, несмотря на 40 научных работ и реакцию, названную его именем, знают только специалисты.
Александр Бородин был композитором по совместительству, его основная работа и карьера посвящены науке. Бородин был членом «Могучей кучки» — группы из пяти русских композиторов, в которую входили Балакирев, Кюи, Римский-Корсаков и Мусоргский, создавшие русскую композиторскую школу на основе наследия Михаила Глинки. Бородину нравилось шутить: «Я сочиняю только тогда, когда я болен», и он оставил небольшое по объёму собрание сочинений, значительную его часть в фрагментарном состоянии, которое позднее редактировали и дополняли Римский-Корсаков и Глазунов. Однако качество этих произведений таково, что ставит их автора в ряд величайших русских композиторов. Три симфонии, музыкальная картина «В степях Средней Азии», опера «Князь Игорь» и два струнных квартета являются шедеврами. Бородин изучал фортепиано в детстве, и самая ранняя его работа в этом сборнике — полька «Елена», написанная, когда ему было всего 9 лет. Парафраз на простую тему явился результатом совместного труда с участием Лядова, Римского-Корсакова и Кюи. Написанные для удовольствия, они восхитительно остроумны. Маленькая сюита представляет собой собрание сочинений Бородина, сочиненных в течение нескольких лет, пример салонной музыки высокого класса — Бородин был хорошо знаком с творчеством Калькбреннера, Филда и Гуммеля. Скерцо ля-бемоль мажор 1885 года — прекрасное произведение, часто исполняемое на бис Рахманиновым. Равель восхищался Бородиным, и в подростковом возрасте изучал его музыку, а его трогательная дань Бородину заключена в маленьком вальсе на манер Бородина.