Не перестаю удивляться гримасам истории и хождению её не по кругу, нет, по спирали. Виток-то по времени новый, да круг того же размера, что и предыдущий, и на новый виток переходящий.
Гнетёт меня чувство, что упустили мы нечто важное, какое-то глубокое знание о себе. То, что всегда на Руси святым считалось. Многие погнались за барышом и властью, да в погоне той и себя потеряли, и товарищей своих, и близких не сберегли, и окраины страны подрастеряли. И подобное в течение всех веков продолжалось. Как по навету западному захочется кому больше, чем имеет, власти и богатства, так на Руси и начинаются смуты, восстания, да войны. Больше всех страдали Беларусь и Малороссия. Уж делили их, делили, передавали оторванные куски, передавали, из одних рук в другие, как переходящее знамя в игре «Зарница». А мы так и не поняли ничего из общего прошлого. Такого непростого, жестокого, болезненного. Вернее отбросили, его, прошлое, за ненадобностью. И опять на те же самые грабли наступили.
Не скажу за все народы, а вот славянам нельзя желать много денег и той власти, которая не по их разуму. Не знаю, что происходит, но обличье человеческое они теряют, а заодно и разум со здравомыслием, верность Отчизне и преданность народу, из которого вышли. Вместо этого появляются раздражение и беспричинная злость по отношению к бедным и ненависть к инакомыслящим до абсурда и тяжёлой паранойи. Зомбированное сознание и больное воображение играют с человеком жестокую шутку, превращая его в нелюдя и убийцу. И остановить такого, вернуть ему утерянный разум бывает, ох, как нелегко.
Многие знают, после революции и гражданской войны разорённая Россия потеряла часть Белоруси и Малороссии, западные районы. Они остались под польской рукой. Вернуть эти земли удалось только в 1939 году после сдачи Польши немецкой Германии.
Не знаю, помог ли СССР на тот момент Беларуси или же нет, но было там немалое количество людей, которое не просто не любило советскую власть, а вело активную подрывную деятельность. Особенно на границе. И когда войска Третьего Рейха вошли на территорию советской республики, эти люди тотчас же предложили новой власти свою помощь. В каждом белорусском селении были свои активные полицаи. Как-то в одном из сёл в перестрелке с партизанами погиб полицай. В селении была открыта действующая церковь. Немецкие власти разрешили местному священнику служить в ней, желая быть лояльными к вере врагов и склонить тех на свою сторону. Родственники полицая бросились к батюшке и стали просить отпеть убитого. И вот, священник пришёл на кладбище, кругом народу — почти всё население собралось, и немцы тут же. Родные плачут. Священник взял кадило. Все притихли. И вдруг вместо привычного: «Со святыми упокой…» раздалось раскатистое и мощное, словно внезапно гром грянул: «Анафема! Анафема предателям и убийцам народа своего!» И так трижды. Перекрестился священник да и плюнул в свежевырытую могилу.
Люди в ужасе застыли, мать побелела как полотно. Кто-то из друзей полицаев спросил:
— Батюшка, да как же?! Мы же против богоборческой власти, против советов помогаем.
А священник и отвечает:
— Власть можешь не принимать. А предавать землю предков и уничтожать свой народ не смей. Анафема во веки веков.
Нужно ли говорить, что немцам такая проповедь абсолютно не понравилась. А вот люди слова священника передали другим. Вскоре почти вся Беларусь знала, что Бог предателей не принимает.
Эту историю я узнала из небольшого белорусского документального фильма. Уже давно, поэтому, к огромному моему огорчению, имена героев в памяти не сохранились, как и название самого селения. Люди до сих пор хранят память об этом удивительном священнике и ухаживают за его могилой. Беларусь в Великой Отечественной войне потеряла каждого четвёртого жителя.
Вспоминая ту давнюю историю, провожу параллель с сегодняшней действительностью. И губы сами шепчут слова, сказанные священником семьдесят семь лет назад на погребении убитого полицая:
«Анафема. Анафема предателям Отечества и убийцам народа своего. Анафема во веки веков».
Хорошо, если бы и сами слова, и смысл этих слов дошёл до каждого из нас.