Увы, нам чуждо утешение,
Что в будущие времена
Произнесутся с уважением,
С любовью наши имена.
Перенесемся на 2 века назад, а точнее в эпоху царствования императора Александра II. В эпоху либеральных реформ: освобождения от крепостного права и дарования всяких других прав. Что мы застанем: всеобщее счастье и благоденствие? Нет, не так начинается фильм «Софья Перовская». Идет допрос. 1 марта 1881 года совершено убийство Александра II. Убийца: Гриневицкий, а так же и все члены группы «Народная воля»: Софья Перовская, Желябов, Кибальчич и другие — пойманы. Но чем не угодил им «великий реформатор»? Что толкнуло молодых дворян, мещан, разночинцев, людей образованных, вступить в ряды террористов?
Фильм «Софья Перовская» имеет интересную структуру. Он начинается с допроса и через диалог двух противоборствующих сторон: вопросов следователя в настоящем и ответов Софьи, отсылающих нас в прошлое движения народников, одной стороны раскрывает историю движения общественной революционной мысли, а с другой — заставляет задуматься над рядом социально-значимых проблем. При этом диалоги построены таким образом, что не несут в себе готовых ответов. Каждый должен подумать и решить все сам. Главный вопрос, из-за которого раскололась вторая «Земля и воля» (что тоже отражено в фильме), состоит в том, нужен ли вообще индивидуальный террор? Действительно ли в лице царя был «убит деспотизм», хотя бы частично, или это было убийство человека, бессмысленное и беспощадное? Способствовало ли оно росту революционных настроений или изменило лишь «количество палок после имени Александр»? Кроме того почему именно эти, совершенно безбедные люди были возмущены тем, что крестьян оставили ни с чем: без земли, вынудив за копейки наниматься к вчерашним хозяевам, подсунули им пулю вместо свободы?
Главная героиня — Софья Львовна, из семьи дворян, устала от тирании своего отца. Последней каплей стало для нее попытка отца отгородить ее от нежелательных друзей и заставить думать и жить так, как он скажет. Подвергнувшись влиянию социалистических идей, она больше не могла жить такой жизнью. Софья ушла из дома, решив посвятить свою жизнь всецело делу революции.
Но что значит посвятить свою жизнь делу революции?! Значит ли это отказаться от своей собственной?! На самом деле для революционеров таким образом вопрос не стоял никогда. Они жили полной жизнью и даже больше, они прожили свои жизни не бессмысленно… Что касается народников, то они, решившись на убийство царя, заведомо обрекли себя на смерть и осознавали это. Самопожертвование ни для кого и никогда не было простым делом, оно требует обдуманности и силы воли. Вот и Софья сомневалась и думала над эти вопросом даже незадолго до убийства: есть ли смысл во всеобщем счастье, если их уже не будет и действительно ли наступит это всеобщее счастье, заняв место угнетения и лицемерия?!
Есть смысл в такого рода борьбе или нет, но вклад народников в становлении революционных традиций и конспирации — огромен. Без них не могло быть и большевиков. Плюс ко всему, народники — это пример товарищества, бескорыстия, искренности и человечности.
Все, что волновало общественных активистов тогда, актуально и сейчас. Классовая борьба внутри каждого из нас: способность или неспособность подавить свой эгоизм, и адекватные методы общественной деятельности — это сегодняшние вопросы.
Поэтому, рекомендуем к просмотру!