Винсент Ван Гог (1853−1890) является всемирно известным нидерландским художником-постимпрессионистом. Сегодня это классик живописи, чьи произведения продаются за миллионы долларов. Биография Ван Гога — классический пример непонятого современниками гения, прожившего жизнь изгоем и страдальцем. Картины художника известны сегодня всем, а вот его жизнь остается загадкой, будучи окутанной мифами.
Мы знаем только о сумасшествии Ван Гога, отрезанном ухе, да самоубийстве. Между тем этот человек имел широкий круг интересов, сегодня его биография довольно неплохо изложена историками. А самые известные заблуждения и мифы о личности Ван Гога обретают настоящий смысл. Ведь даже первые биографы мастера, умышленно или нет, способствовали появлению легенды.
Ван Гог видел мир не как обычный человек, а завитками и мазками. Этот миф объясняет, почему художник создавал такие своеобразные картины. Однако первые творения Ван Гога относились к жанру «крестьянской живописи». Художник пытался отобразить жизнь обычных жителей деревни. И там нет никаких завитков, ярких красок. Сами картины довольно темные и даже мрачные. Так что говорить об особенном зрении не приходится. Все творчество Ван Гога заключено в поисках новой формы выражения. Сам он писал: «Я ищу. Я стремлюсь. Я в этом всем своим сердцем». Вполне вероятно, что в определенный момент брат Ван Гога, Тео, сам успешный арт-дилер, дал совет Винсенту отойти от избитой тематики крестьянской живописи в пользу более модного импрессионизма. Светлые и яркие картины привлекали к себе внимания, оставалось дождаться лишь признания общественности.
Избыток желтого цвета в картинах Ван Гога обусловлен пристрастием художника к абсенту. Любовь к этому спиртному напитку, как считается, могла вызвать галлюцинации и изменить восприятие человеком цвета. Однако так и непонятно, в каком объеме и как часто надо употреблять абсент чтобы дойти до такого состояния. И не только Ван Гог злоупотреблял абсентом, но обвиняют в неверной цветопередаче только его. Более того, как раз в момент обострения психической болезни художник и не мог творить. Пристрастие только мешало ему, а не помогало.
Ван Гог жил в нище и умер абсолютно безвестным. Фактически Ван Гог в нищете не жил. Его финансово обеспечивал младший брат, так что Винсент не хватался за любую работу, разменивая талант. Лео видел явные способности брата, выплачивая ему ежемесячное пособие, приобретя краски, книги по искусству, материалы. Хватало денег даже на проституток. И хотя модным и популярным Ван Гог действительно не стал, но он тесно общался с самыми перспективными и молодыми художниками, которых еще ждала слава: Дега, Гогеном, Писсарро, Тулуз-Лотреком. И в самом конце жизни Ван Гог был все же замечен критиками, которые стали выделять его творчество. Богатым он так и не стал, тем не менее положение мастера было лучше, чем у многих других его коллег-современников.
Ван Гог был настоящим безумцем, который просто выплескивал эмоции на холст. В своих письмах к брату Тео Винсент постоянно рассуждал о живописи, творчестве, техниках и материалах, постановке задач. Да и с самого детства художник изучал языки и брал уроки рисования. Он считался весьма трудолюбивым, упорным и неглупым. Депрессия у Ван Гога и припадки эпилепсии из-за чрезмерной любви к абсенту появились только в конце жизни. Сам художник писал, что до такого состояния он доводил себя умышленно, так как в спокойном состоянии его взгляд становился пустым. Тут свою роль играла и непризнанность публикой. Но сегодня многие сходят с ума и от меньших проблем. А породил миф искусствовед Юлиус Мейер-Грефе. Он рассказал, что Винсент творил буквально в слепом упоении, выплескивая темперамент на холст. Сам Ван Гог был настоящим трудоголиком, утверждая, что в искусстве надо «работать, как несколько негров, спуская с себя кожу». В последние месяцы жизни художник мог создать картину за несколько часов, но при этом повторяя, что работал годами, чтобы научиться творить стоящее за такой короткий срок. О работе по наитию не было речи — Ван Гог долго и напряженно трудился над одним мотивом. Тех же «Подсолнухов» было создано несколько вариантов. Ван Гог создавал продуманные с творческой и коммерческой стороны серии. А Гоген писал о друге: «Вы единственный думающий художник из всех».
Ван Гог в припадке безумия отрезал себе ухо и отдал его проститутке. Этот экстравагантный поступок стал визитной карточкой художника. Не все помнят его картины, но этот факт навсегда стал ассоциироваться с Ван Гогом. Легенда гласит, что некоей проститутке нравились уши художника. Этой даме Ван Гог и подарил своей ухо, не имея средств на приобретение рождественского подарка. В реальности же он потерял не ухо, а только его часть, мочку, да и то — при загадочных условиях. Считается, что в то время жилье у Ван Гога снимал Гоген. Художники много творили вместе, горячо споря об искусстве. И вот однажды, в пылу спора, эмоциональный Гоген полоснул товарища по уху. Сам он был опытным драчуном, обладая большим опытом подобных стычек в матросских тавернах. Так что версия о припадке Ван Гога, и о том, что тот гонялся с лезвием за коллегой по квартире, было придумано самим Гогеном. В таком свете история его оправдывала. Да и Ван Гог любил товарища, поэтому вполне мог скрыть его дурной поступок. Под корень отрезать ухо означало истечь кровью, ведь медицинская помощь художнику была оказана лишь через 10 часов. И во врачебном заключении говорится как раз об отрезанной мочке.
Ван Гог покончил с собой. Классической является история о самоубийстве Ван Гога. 27 июля 1890 года он на прогулке выстрелил себе в сердце из пистолета, приобретенного для отпугивания птиц. Пернатые мешали творить на свежем воздухе. Художник в сердце не попал и сумел добраться до гостиницы, где успел еще проститься с братом. Но эта версия в 2011 году получила альтернативу. Американские историки искусства, лауреаты Пулитцеровской премии, Стивен Нафех и Грегори Смит в своей книге написали, что никакого самоубийства не было. В это не поверил и судмедэксперт, который отметил отсутствие ожогов на руках, которые должны были бы появиться в таком случае. Да и сам пистолет найти не удалось, как и очевидцев произошедшего. Непонятно, зачем устраивать себе такую мучительную смерть, а не выстрелить в голову? С большой вероятностью можно полагать, что стрелял кто-то из подростков-хулиганов, которые пили с Ван Гогом в местных забегаловках. Они могли играть с огнестрельным оружием в ковбоев. Сам художник в свое время умолчал о проступке Гогена, вероятно, решив пожалеть и мальчишек. В это время Ван Гог пребывал в глубочайшей депрессии, ему попросту ничего не было интересно. Обвинять кого-то он не стал и смиренно расстался с жизнью.
Ван Гог был не признан современниками. В последние годы художник получил определенную известность. С 1888 года известные критики Феликс Фенелон и Гюстав Кан, обозревая творчество независимых авангардистов, выделяли яркое творчество Ван Гога. Критик Октав Мирбо даже посоветовал Родену приобрести работы необычного мастера. Картины Ван Гога были в коллекции Эдгара Дега, весьма тонкого ценителями искусства. Еще при жизни художника в газете «Меркюр де Франс» о нем написали, как о великом художнике, наследнике Рембрандта и Халса. Творчеству голландца была посвящена целиком статья звездного критика Анри Орье. Сам он собирался работать над биографией Ван Гога, но так и не смог, скончавшись от туберкулеза.
Ван Гог пытался познать Бога и народ, служа проповедником у шахтеров. Эта история стала основой для богоискательской легенды о Ван Гоге. В 1879 году он действительно служил проповедником в бельгийском шахтерском городе Боринаж. Биографы увидели в этом желание страдать вместе с убогими и нищими, порвав со своей родной средой. На самом деле Винсент в те годы решил стать священником, как и его отец. Но для получения сана требовалось пять лет проучиться в семинарии или же пройти ускоренный трехлетний упрощенный и бесплатный курс в евангельской школе с полугодовой службой миссионером. Так Ван Гог и оказался среди шахтеров. Он старался им помочь, но сближаться не планировал, оставаясь представителем своего среднего класса. А по истечении срока Ван Гог отправился в школу. Вот только условия изменились, и появилась плата за учебу для голландцев. Ван Гог принял решение оставить религию и стал художником. Его временное миссионерство было необходимым шагом для духовной карьеры, а не порывом души.
При жизни была продана только одна картина Ван Гога. Этот миф является частью образа непризнанного гения. В 1890 году Тео за 400 франков продал пейзаж «Красные виноградники в Арле». Картина была написана за 2 года до этого. Однако факты говорят, что художник все же имел больший успех. Как минимум одна его картина была продана в Англии. Речь идет об одном из автопортретов Ван Гога. Некие лондонские дилеры Салли и Лорри приобрели картину малоизвестного голландца. Популярностью пользовались рисунки Ван Гога, но все же этого не хватало для полной независимости от брата.
Ван Гог был человеком из народа, бунтарем и даже анархистом. Тот же биограф Юлиус Мейер-Грефе постоянно менял акценты на истории жизни Ван Гога. Легенда внедрялась в Германии, где художника никто не знал. Сперва Ван Гог представал человеком из народа, провозвестником модерна. Но этот жанр вскоре выдохся. Тогда Ван Гог стал называться бунтарем-авангардистом, что нравилось богеме, но не обывателям. И только в 1921 году появился образ гениального безумца, чьей рукой управлял сам Бог. На самом деле Ван Гог окончил частную гимназию, свободно общался на трех языках и много читал. Коллеги прозвали художника Спинозой. За спиной Ван Гога всегда была семья, которая поддерживала его в начинаниях. Дед создавал переплеты старинных манускриптов для королевских домов, дяди торговали предметами искусства, в семье был даже адмирал. Сам художник рос прагматичным человеком.
В своей последней картине Ван Гог сообщил о будущем самоубийстве. Картину «Пшеничное поле с воронами» Ван Гог закончил за 19 дней до своей смерти. В фильме «Жажда жизни» показано даже, как художник, закончив работу над картиной, убивает себя. Но нет никаких доказательств того, что депрессивная картина является предсмертным посланием. Да и теперь последней работой считаются «Пшеничные поля», что стало ясно из переписки художника с братом. Стоимость полотна составляет теперь не менее 20 миллионов долларов. Но никакой связи картин со смертью Ван Гога не обнаружено. Свое последнее письмо он направил брату за четыре дня. Там упоминались Сад Добиньи и «коттеджи с соломенными крышами», никаких мистических знаков и намеков не содержалось.
Ван Гог работал по ночам, устанавливая свечи в свою шляпу. Этот миф появился в 1922 году в книге французского журналиста Гюстава Коко. Он пересказал анекдот о работе Ван Гога в шляпе со свечами во время работы на «Звездной ночью». Но сам художник рассказывал, что работал при свете обычного газового фонаря.
Картина «Комната в Арле» доказывает безумное состояние художника. Неестественно искривленное пространство предъявляют в качестве доказательства сбоя в психике Ван Гога. Однако оказалось, что он весьма реалистично изобразил действительность. В доме в Арле, где жил Ван Гог, стены и потолок действительно оказались скошенными.
Ван Гог перегрелся под открытым небом, из-за чего и сошел с ума. Известно, что Ван Гог любил работать под открытым небом. Он плохо переносил запах скипидара, которым разводили краски. И этот факт лег в основу нового мифа. Биографы писали, что Ван Гог настолько любил свой источник вдохновения, солнце, что даже не покрывал свою голову. В результате сгорели все волосы, а незащищенный череп планомерно напекался лучами, что и свело с ума художника. Однако на поздних автопортретах Ван Гога и на портретах уже мертвого художника заметно, что волосы на его голове присутствовали до конца жизни.
Ван Гог считал себя одиночкой и не хотел заводить семью. Сотрудники музея Ван Гога отмечают, что больше всего на свете художник хотел иметь как раз семью с детьми. Мужчина очень тяжело знакомился с посторонними и редко кого допускал в свой внутренний мир. В его короткой жизни было всего полтора года «игры» в семью. Роль жены исполняла бывшая проститутка и модель Син Хурник, уже со своим ребенком. После того, как продолжительные отношения подошли к концу, Ван Гог уже не мог построить гармоничных и долговременных отношений с женщинами. Новость о том, что он станет дядей, для Винсента стала радостной. Он даже написал полотно «Цветущие ветки миндаля» под впечатлением. Теперь эта картина украшает семейную коллекцию наследников.