Вчера на первое занятие по шахматам пришёл мальчик 4,5 лет. Пришёл с толстой шахматной книжкой в руках. Мальчика зовут Саша. Саша был настолько маленький ростом, что я усомнился — точно ли Саша умеет говорить.
Не успел я подумать об этом, как начались чудеса. Спрашиваю у папы Саши, знает ли он, как ходят фигуры. Папа только пытается начать свой рассказ, а Саша ему говорит: «Папа, ты можешь идти, я сам все расскажу!»
Ну, думаю, таких детей я ещё не встречал. Все ещё сомневаясь, знает ли Саша хотя бы названия фигур, пытаюсь понять, с чего бы начать. Саша в это время расставляет шахматы и взглядом приглашает меня сесть.
«Саша, ты отлично расставляешь фигуры!» «Да, взрослые постоянно путали клетку для ферзя и короля, и поэтому я решил научиться сам!»
Сажусь и спрашиваю про названия фигур. Саша без запинки называет все фигуры, но слон и ферзь у него «офицер» и «королева». Видя, что Саша не по годам развитый — пытаюсь объяснить, что офицером и королевой фигуры называются обычно дома, а вот на самом деле… «Да, конечно, это слон и ферзь!» — опережает меня Саша.
Начинаю объяснять про важность центра, про то, как лучше расставлять фигуры. Потом расставляю первую позицию на доске. Саша просит подождать немного и начинает листать книгу. «Я Вам сейчас покажу эту позицию, которую Вы расставили, в книге."И действительно находит и показывает!
«Саша, а ты правда умеешь уже читать?»
«Да, я давно читаю».
Открывает книгу и начинает читать — бегло, без запинки, прекрасно выговаривая каждое слово. Надо заметить, что это была шахматная книжка, и «простых» слов там не было!
Саша за весь час ни разу не попросился отдохнуть, ни разу не сказал, что ему сложно! Совершенно потрясённый, спрашиваю: «Саша, как же ты смог так рано научиться читать и так хорошо разбираться в книге и в шахматах?»
«Очень просто. Я на Новый год просил всегда вместо игрушек буквы и цифры! Поэтому и научился быстро»
С нетерпением теперь жду второй встречи и второго занятия.