1. Короткий вопрос: кто такой сатана? — И короткий ответ: Иисус дал два названия — «князь мира сего» (Иоан.14:30) и «враг человека» (Мф.13:28).
2. Но многие считают, что сатана — враг Богу.
— В Библии этого нет. Эта мысль не библейская.
3. Верно ли, что Бог вручил землю Адаму, а он, согрешив, переуступил её сатане?
— Мысль не библейская. Бог вручал Адаму, в первую очередь, мир Рая, и если бы на самом деле осуществлялся механизм передачи прав сатане, последний бы завладел райской обителью. Библия же сообщает об ином: после прегрешения Господь сам распорядился и Раем, и землёй. И если сегодня сатана пользуется на земле правами князя, то такова Божья воля.
4. Иногда пишут, что титул князя мира сего сатана сам себе присвоил!
— Такого в Библии нет, и думать так — это, значит, верить, что у Бога нет никакого порядка. Следует помнить, что в созданном Богом мире происходит только то, что Бог попускает, и если сатана реально пользуется огромными правами князя, значит, это нужно Богу.
5. Пишут, что в мире происходит великая борьба.
— Да, в мире идёт духовная борьба, и поле этой битвы — человеческие сердца. Борьба идёт между силами, побуждающими человека к добру, и силами, искушающими его греховными соблазнами.
6. Но зачем Богу нужна эта борьба?
— Библия учит, что Бог не диктатор по отношению к людям, Он каждому даёт право выбора — исполнять Его заповеди, или не исполнять. Две противоборствующие силы предлагают человеку или тот, или другой путь. Только те, кто с честью пройдут через горнило всевозможных искушений и пройдут через узкие врата, наследуют жизнь вечную.
7. Верно ли, что за первыми силами стоит Бог, а за вторыми — сатана?
— Ни о какой «великой борьбе» Бога с сатаной ни Иегова, ни Иисус не говорили. Такая вера фактически ставит под сомнение всемогущество Творца. В Библии многократно встречается примерно такие обороты: «Бог сказал, и стало так». А вот с сатаной, по мнению некоторых вероучений, всё не так. Бог будто бы воюет-воюет с будто бы падшим ангелом, а положение сатаны реально никак не изменяется. Судя по количеству человеческих грехов, сатана находится в активной форме. Посмотрим вокруг: подавляющее число людей к Богу даже не устремляется! Если верить, что это сам Бог борется с сатаной, то это значит, что будто бы Бог эту борьбу проигрывает, и проигрывает своему ангелу?!?
8. Но кто же стоит по обе стороны «баррикад»?
— Повторим: всё в мире определяет Сам Бог, а значит, это Он определил как ту, так и другую борющиеся стороны. Одну сторону представляет, действительно, сатана, а кто другую, Библия этот вопрос не освещает. Некоторые верят, что это ангелы хранители. А то, что сегодня большинство людей идёт за сатаной, не говорит о неэффективности Бога, а о том, что Он в Свои ворота пропускает только самых подходящих, которые смогли переплавиться в ходе этой духовной борьбы. Духовные «лодыри» или «хулиганы» Ему не нужны.
9. В книгах пишут, что Иисуса искушал сатана по своей злой воле!
— А Библия повествует об ином. Евангелист Матфей (4:1) пишет однозначно: «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола». Так кем был возведён в пустыню Иисус? Божьим Духом. Для чего? Для искушения от сатаны. То есть произвести это испытание решил Бог — перед заступлением Сына на служение. Слово искушение, как известно, означает искус, проверку, испытание.
10. Но о злой воле сатаны говорится в 1Пар.21:1: «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян».
— Давайте, сопоставим этот текст с параллельным — 2Цар.24:1. «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду». Выходит, восстал сатана на Израиля потому, что гнев Господень опять возгорелся на Израильтян. Бог разгневался, принял решение и… сатана исполнил. Кстати, Библия неоднократно повествует, что Бог принимал «жёсткие» решения, а исполнение их поручал своим ангелам, например, губителю (Исх.12:23), духу лживому (3Цар.22:22). Еще пример: «Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него» (Притч.17:11). Есть, есть у Бога ангелы, специализированные для искушения и для воздаяния!
11. Все основные церкви едины в том, что пророчества о царях Тира и Вавилона одновременно относятся и к сатане, и там он показан как возгордившийся бунтарь против Бога.
— Да, церкви относят эти пророчества к сатане, а вот в самой Библии такой мысли нет. Пророчества о царях Тира и Вавилона впервые переадресовали к сатане отцы церкви лишь в 3-м веке после Христа. Бл. Августин связь этих пророчеств с сатаной отрицал, но к нему не прислушались. Фактически обычного ангела, который не «мощней» ангела Губителя или Лжи, возвысили до уровня могучего противника Бога. А в Библии нет ни одного эпизода, чтобы сатана что-то сделал против воли Божьей. Прочтём Лк.10:17: «Ученики с радостью говорили Иисусу: „бесы повинуются нам о имени Твоем“». Даже ученикам, при одном упоминании имени Иисуса бесы повиновались! Более того, бесы даже в свиней не могли воплотиться без Божьего согласия. А в Иова говорится, что сатана на каждый шаг испрашивал разрешение и пунктуально исполнял всё, что говорил Бог.
12. А некоторые считают, что Бог знал, что Иов верен Ему, и согласился для того, чтобы унизить сатану.
— Господи! Прости наше бескрылое мышление! Ведь Тебе приписывают «технологии» коммунальной квартиры — как бы унизить эту противную соседку? Лучше обратим внимание на начало беседы! Бог живо интересовался делами сатаны — где был, что видел… Отвечая Иову на вопросы о причинах злоключений, Господь не ссылался на то, что все беды организовывал сатана. Нет, Всемогущий Бог и на этот раз показал, что Он один решает вопросы, как благословений, так и страданий.
13. Но ведь апостол Павел в Первом послании Тимофею (3:6) писал о служителях: «Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом». То есть он писал, что сатана впал в осуждение, не так ли?
— Это пример того, как иногда делают перевод «под себя». Епископ Кассиан это место перевёл иначе: «чтобы, возгордившись, не подпал он под суд диавола». Этот текст точнее выражает те воззрения, которых придерживался апостол (сравните с 1Тим.3:7). Ведь он использовал этого духа для того, чтобы отступившие люди смогли обратиться впоследствии к Богу (1Кор.5:3−5; 1Тим.1:20).
14. Некоторые утверждают, что после падения Адама люди живут под проклятием сатаны.
— Утверждают. Библия же говорит о том, что за первое прегрешение людей проклял Бог, и это — Божье — проклятие действует и сегодня. А вот сатана вообще НЕ проклинал никого.
15. Но верующие считают, что ещё на заре человечества Бог проклял сатану, принявшего образ змея!
— Будем точны: кого Бог проклял — так это змея, и проклятие действует до сих пор: змеи по земле передвигаются на брюхе и человека жалят в ногу; большинство людей боится их до ужаса и, увидев, стараются убить, размозжив голову. Но Библия не сообщает, что Бог проклинал сатану. Вы верите, что после проклятия сатана передвигается на брюхе?!
16. Но ведь в Откровении «древний змей» и сатана представляются как одна сущность.
— По-видимому, это не совсем так. Уже значительно позже первого прегрешения, в Иова, показано, что Бог спокойно выслушивал сатану, давал ему разрешения, ставил ограничения. То есть к этому времени явно Бог сатану не проклинал. Можно предположить, что перед первым прегрешением сатана искушал змея и сумел ему внушить дерзкие мысли, и тот уже искушал со слов сатаны, а потому Иоанн и объединил сатану и змея. Так, или иначе, но будем верить Библии: искушал Еву змей, и именно его Бог проклял.
17. Победил ли на Голгофе Иисус сатану?
— В некотором смысле, да. Но не в том смысле, который хотят обычно вложить в эти слова. Иисус сказал: «Я победил мир» (Иоан.16:33). Он «был искушаем так же, как и мы, но не согрешил» (Евр.4:15, соврем. перевод), и князь мира сего не имел в Нем ничего. В этом смысле Иисус победил: противостал искушениям, не поддался им, прошел Свой путь до конца. Но сатана не уничтожен. Теперь каждому ученику Христа надлежит повторить победу и подвиг Иисуса: покориться Богу и противостать дьяволу, чтобы тот убежал.
18. О чем же тогда говорится в стихах 1Иоан.3:8: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола»? И: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2:14)?
— Здесь видно, что речь идет о победе над делами дьявола, а не над самим сатаной. Каковы дела дьявола? Сбить с пути, заставить согрешить. Но Христос дал нам Духа, чтобы нам возможность противостать дьяволу. Иисус прошел Свой Путь, показав, что и нам это возможно. «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18). Тем самым, Он уменьшил «эффект» работы искусителя. Также Иисус показал цель — Царствие Небесное и жизнь будущего века через Свое воскресение. Потому страх смерти теперь исчез, и, кто был в рабстве у страха смерти, те обрели будущее и новые силы.
19. Но ведь Иисус, когда возвратились посланные Им 70, сказал (Лук.10:18): «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию».
— Библия не сообщает, что в это время были какие-либо коллизии на небе. Логичнее предположить, что сатана в очередной раз был на небе, а затем спустился на обычное своё «рабочее место» «князя мира сего». Мы таких «полётов» видеть не можем, а Иисус видел. Возможно «князь мира сего» оказался всерьез обеспокоен бесоизгоняющей деятельностью 70 учеников, потому поспешил приложить больше усилий к своим «земным делам».
20. Почему Иегова с сатаной общался спокойно, а Иисус его обличал? Один пример (Ин.8:44): «Когда он говорит ложь, то говорит своё, ибо он лжец и отец лжи».
— Всевышний и Иисус говорили об одном — о необходимости противостоять греховным увлечениям, но говорили они о разных сторонах этой проблемы. Если Иегова, обличая людей за следование греху, не касался «технологии» создания искусительных ситуаций, то Иисус, живя среди людей, обращал внимание и на того, кто эти ситуации организовывает. Да, Иисус отмечал, что суть сатаны — лжец. И как таковой, чтобы искусить, сатана лжёт, а люди слушают, в то время как слушать не надо, и делают его дела, а делать их не надо; сатане надо противостоять твёрдой верой. Добавим: Иисус не проклинал сатану.
21. Говорят, что Бог не пресекает деятельность сатаны потому, что не хочет напугать людей: Он не хочет чтобы Его боялись из-за Его силы и власти, а ждёт простой любви.
— Да, некоторые полагают, что Бог творит с оглядкой на то, что о Нём подумают. Библия же нам Бога представляет иным. Когда человечество развратилось, Он навёл на них великий Потоп и не побоялся чьего-либо мнения. Если бы Его ангел своей злой волей стал издеваться над Его чадами, Бог бы только помыслил, и сатана оказался бы где-либо на Венере, или даже в какой-нибудь иной галактике.
А во-вторых, люди фактически представляют Бога равнодушно жестоким. Сатана, будто бы издевается над людьми, а Бог беспокоится о своём «имидже»?! Вы тоже так думаете о Боге?
22. Так является ли сатана врагом Богу?
— Эта мысль человеческая, в Библии её нет. Ссылаются на Матф.13:36−39 — про врага-дьявола, посеявшего плевелы, а также на Деян.13:8 про «сына диавола, врага всякой правды». Скажем коротко: здесь говорится о враге не Богу, а людям. Иегова ни одним словом не обмолвился, что сатана является Его врагом. Вспомним, какие потоки гневных слов Господь низвергал в адрес людей, когда они предавали своего Бога, а вот по отношению к сатане — ни слова упрёков. Иисус о сатане сказал: «враг человека» (Мф.13:28).
23. Но ведь мы чада Божьи! Разве враг людям не является врагом и Богу?
— А как у нас, людей? Когда совершено преступление, то милиция в какой-то степени является врагами преступников. Но эти «враги» получают зарплату из государственной казны. Так и мы — все грешники, и пока не совершился Божий Суд, Бог допускает, действие сатаны в наших жизнях. Да, сегодня сатана приходит, чтобы украсть, убить и погубить. Но с кем это ему удаётся? С теми, кто легко поддаётся чужому влиянию, либо плотские утехи ставит превыше всего, или любовь к себе взращивает до исполинских размеров, а также с теми, кто не хочет подумать о будущем. Словом, разными искушениями сатана выявляет тех, которые способны променять Бога на нечто сладенькое, безмятежное, завлекательное. Таких людей можно жалеть, но сомнительно, чтобы они были нужны Богу в вечности. Сможет ли Он на них положиться?
24. Но ведь в «Откровении» представлена эпическая картина «Войны на небе» — сатана ведёт неисчислимое воинство против Божьих сил.
— Реальная сила так называемого «врага Самому Богу» хорошо показана в Откр.20:2. Один-единственный ангел скуёт сатану без всякой войны. И после этого в течение тысячи лет он будет находиться в бездействии, «скованным», но потом его неожиданно выпустят. Зачем? Очевидно, это по воле Божией он должен ещё раз исполнить свою обычную работу — побуждать к активным действиям тех, кто противится Богу. Видимо, Всевышний даст грешникам последний шанс — покаяться и не пойти за искусителем.
25. А как объяснить Откр.12:7−9? «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».
— Этот вопрос надо разбирать в контексте с другими, подобной направленности. В одной из следующих статей мы рассмотрим его подробно. А пока коротко. Да, была война на небе. Но давайте вспомним эпизод искушения первых людей. Сатана, как утверждает Иоанн, присутствовал и в этом случае, а вот Бог, наказав людей и змея, ничем не показал, что у Него были претензии к сатане. Так и в этом случае сатана и его ангелы были сброшены с неба, но сатана при этом, как написано в Иова, остался вхож к Богу на небо.
26. А как объяснить, что «Откровение» обещает в конце времён сатану устранить?
— Те, кто верит, что Бог в течение многих тысяч лет вёл с сатаной духовную борьбу, фактически подразумевают, что Он её будто бы проиграл. И после этого уничтожил противника физически. Конечно, это не так, а значит, не верна исходная посылка о том, что Бог борется с сатаной. Можно предположить, что Бог сотворил этого духа только для работы в качестве искусителя; после отбора нужного числа человеческих душ сатана окажется уже не нужным.
27. Это что же — стал не нужен, и его в озеро огненное? Мавр сделал своё дело — мавр может уходить?
— Сама постановка вопроса говорит о том, что многие преувеличивают значение сатаны. Ангелы — всего лишь служебные духи. Иная вещь нам может служить верой и правдой, но когда она становится не нужной, её выбрасывают. Ставшие ненужными, вещи не должны захламлять квартиру, а ненужные духи — Космос.
28. Так кто же такой сатана?
— Сначала позвольте и Вам два вопроса. Верите ли Вы, что если бы всемогущий Бог захотел, сатана не искушал бы никого? И ещё: воспринимаете ли Вы как назидание для нас упоминание Библии о том, что даже архангел Михаил не посмел произнести оскорбительного суда по отношению к сатане? (Иуд.1:9−10, Сир.21:30).
А теперь ответ на Ваш вопрос. Как сказал Иисус, сатана — наш враг; он искуситель, или иначе — провокатор. Мало кто с уважением произносит слово «провокатор». А ведь они делают пользу не только руководству государства, но и простому народу. Например, благодаря их искушающей работе нередко обнаруживаются самые корни преступных группировок, от которых, в основном, страдает простой народ.
Вот такую же работу — только для Бога — делает дух искуситель. И сладенькой ложью, и приятненькими соблазнами, и кричащей болью сатана провоцирует нас предать Иегову. Как сказано ранее, Богу в вечности не нужны те, которые способны от Него отречься. Так что будем со смирением принимать волю Творца, который нашу преданность Ему испытывает «руками» князя мира сего.