Как молоды мы были
В 1976 году состоялась премьера молодёжной киноповести «Моя любовь на третьем курсе», снятой режиссёром Юрием Борецким по пьесе «Лошадь Пржевальского» Михаила Шатрова. Картина о студенческом отряде на целине явно не стала классикой советского кинематографа, но в ней прозвучала великолепная песня «Как молоды мы были».
Композиция открыла публике удивительные вокальные данные Александра Градского и стала визитной карточкой теперь уже легендарного рок-музыканта. Александра Пахмутова и Николай Добронравов написали её специально для вышеупомянутого фильма. По воспоминаниям Градского, изначально предполагался женский вокал:
«Песня „Как молоды мы были“ была написана для певицы. Эта песня должна была исполняться у костра. Вообще, планировалось две песни для фильма „Моя любовь на третьем курсе“: первая — костровая, и вторая — жёсткая песня про стройотряды. В итоге осталась костровая. Её немного переделали. Сделали аранжировку с жёстким третьим куплетом. Это было узаконено. Александра Пахмутова написала партитуру, дальше уже записали песню. В принципе, эта песня для кино, то есть она не было специально придумана.»
(Комсомольская правда — Новосибирск)
Обратить внимание на молодого рок-певца Александре Николаевне посоветовал звукорежиссёр Виктор Бабушкин. О памятной встрече с Пахмутовой рассказывает Александр Градский:
«Мы с ней встретились в комнате музыкальной редакции „Мосфильма“, где было маленькое пианино коричневого цвета. Она села за этот инструмент и наиграла мне эту песню. Потом я набрался нахальства и попросил у неё партитуру посмотреть. Она была очень удивлена, она до сих пор об этом говорит с удивлением, потому что в музыкальной среде „курица — не птица“, а вокалист — не музыкант. Я посмотрел партитуру, понял, что это может быть интересно сделано в третьем куплете: сделать некую кульминацию, и предложил ей этот вариант. Она сказала, не знаю, не знаю, по-моему, всё-таки будет высоковато для вас. Говорю, давайте, может, попробуем».
(Общественное телевидение России)
Во время студийной работы над композицией были сделаны три разных дубля, которые Виктор Бабушкин свёл в один трек. Получившая версия прозвучала в фильме и попала в радиоэфир.
Александр Градский говорит, что его отношение к песне с годами меняется:
«Я спел её, когда мне было 26 лет. Это было довольно необычно, поскольку молодой ещё совсем человек пел с точки зрения взрослого. Сегодня я её пою правильнее. И по-другому. А Аля всегда говорит: «Мне интересно, что ты сейчас будешь делать. Я всё время слежу, как ты её меняешь»."
Впоследствии композицию исполняли Тамара Гвердцители и Эдита Пьеха.
Интересные факты
В начале шестидесятых в советских кинотеатрах шёл болгарский фильм «Как молоды мы были» (болг. «А бяхме млади»), который мог подсказать авторам название будущей песни.
Александре Николаевне советовали перезаписать композицию с другим, более идеологически правильным артистом. Но Пахмутова осталась непреклонна, поэтому по радио и ТВ прозвучала версия Александра Градского.
«Как молоды мы были»
Оглянись, незнакомый прохожий,
Мне твой взгляд неподкупный знаком
Может, я это, только моложе —
Не всегда мы себя узнаем
Припев:
Ничто на земле не проходит бесследно
И юность ушедшая все же бессмертна
Как молоды мы были,
Как молоды мы были,
Как искренне любили,
Как верили в себя
Нас тогда без усмешек встречали
Все цветы на дорогах земли
Мы друзей за ошибки прощали,
Лишь измены простить не могли
Припев
Первый тайм мы уже отыграли
И одно лишь сумели понять:
Чтоб тебя на земле не теряли
Постарайся себя не терять
Припев
В небесах отгорели зарницы,
И в сердцах утихает гроза
Не забыть нам любимые лица,
Не забыть нам родные глаза
Припев
Ничто на земле не проходит бесследно
И юность ушедшая все же бессмертна
Как молоды мы были,
Как молоды мы были,
Как искренне любили,
Как верили в себя