…Но что такое рабочий день? Во всяком случае, это нечто меньшее, чем естественный день жизни. На сколько? У капиталиста свой собственный взгляд на эту ultima Thule [крайний предел], на необходимую границу рабочего дня. Как капиталист, он представляет собою лишь персонифицированный капитал. Его душа — душа капитала. Но у капитала одно-единственное жизненное стремление - стремление увеличивать свою стоимость, создавать прибавочную стоимость… [отчего и многие деловые люди, поглощаясь процессом «делания денег», становятся «трудоголиками"-ред.] …Капитал — это мёртвый труд, который, как вампир, оживает лишь тогда, когда всасывает живой труд и живёт тем полнее, чем больше живого труда он поглощает. Время, в продолжение которого рабочий работает, есть то время, в продолжение которого капиталист потребляет купленную им рабочую силу. Если рабочий потребляет находящееся в распоряжении капиталиста время на самого себя [скажем, сидит в соцсетях, будучи на рабочем месте, или, простите, ходит в туалет — ред.], то он обкрадывает капиталиста».
Живший в XVIII веке французский адвокат, публицист и экономист Симон Ленге, цитату которого приводит Карл Маркс, на сей счёт писал: «Если рабочий, освободившись от работы, предаётся минутному отдыху, алчная экономия, с беспокойством следящая за ним, начинает утверждать, что он её обкрадывает».