Вещи. Они окружают нас всегда, их много и все так нужны. Какие-то ежедневно, другие раз в год. Они стареют вместе с нами, исчезают из круговорота событий, а на их место приходят новые. Почему? Потому что вещи ломаются!
Не будем вспоминать про бабушкин комод, самовар или машинку «Зингер» — они из другого времени. Тогда нельзя было по-другому. Или делай хорошо, или погибай от голода. Не было еще пропаганды и такой мощной рекламы. Лучшей рекламой были восторженные отзывы знакомых и друзей, а их голоса можно было «купить» только качеством. И не было раньше однообразных супермаркетов с равнодушными к желаниям потребителя продавцами и хозяевами. Вещами пользовались несколько поколений.
Первый звоночек прозвенел с появлением конвейера. Больше, быстрее, дешевле! Мы не знаем, кто вы, но у вас есть деньги. Это фрау Марте из соседнего дома, с которой вы вежливо беседуете каждое утро о погоде, невозможно продать протухшую селедку — она перестанет с вами здороваться и будет ходить в другой магазин. А парню с улицы, которого видите первый и, скорее всего, последний раз в жизни, можно продать что угодно. Металл потоньше, пластмассу подешевле, ткань порыхлее и вместо дерева опилки. Главное — прибыль.
Производителям делать надежные вещи невыгодно! Если создать вечную лампочку, то кто купит новую? Зачем делать на века? Кто тогда придет в наши магазины с горящими глазами, сжимая в потных руках такие замечательные драгоценные бумажки, и отдаст их нам в обмен на очередную временную вещь? В идеале вещь должна быть одноразовая или содержать элементы, которые надо периодически менять. И эти элементы должны быть только оригинальными от производителя, никаких дубликатов и аналогов.
Мысль об унификации наверняка приходила многим в голову. Когда умирала батарейка у любимого телефона ровно на следующий день после окончания гарантии, и ее не сыскать днем с огнем. Когда старый проверенный принтер, истратив последние капли краски, попросит новый картридж, а такие уже год как не выпускают. Разве так трудно сделать одинаковые аккумуляторы или те же картриджи? Да легко, только это никому не нужно, кроме потребителя. На миллиметр шире, чуть изменить форму и всё, уже не подходит. Суть та же, а форма другая. И относит потребитель старого друга на помойку и покорно идет в магазин за новым.
Вы можете возразить, что есть обычные батарейки, кассеты, сим-карты, диски и множество других мелочей, которые как близнецы и отличаются друг от друга только расцветкой и другими малозначительными деталями. Они есть, только это расходные материалы и стоят они недорого. Без их унификации каждый производитель занимал бы только свою нишу и не мог претендовать на «мировое господство». Договорившись о мелочах, производители выиграли в главном — весь мир стал их общей торговой площадкой.
В наш компьютерный век рассчитать время жизни вещи стало проще. Поэтому мы и имеем автомашины, которые почти рассыпаются в пятилетнем возрасте, некрасиво пожелтевшую и треснутую пластмассу у соковыжималки и обшарпанные сотовые телефоны всего через год использования. И будьте уверены, даже в самом навороченном аппарате из стали и стекла где-нибудь есть маленькая хрупкая пластмассовая защелка, на которой всё держится, или тоненький проводок, который быстро ломается и выводит чудо техники из строя.
А чтобы всё это оправдать, с помощью навязчивой рекламы создается мода и определенный стиль жизни. «Зачем вам это старьё? Новый (подставьте любой товар) на 20 процентов изящнее и в 3 раза лучше!». И, когда сломается, вроде и не жалко выбросить, ведь новое вот оно, уже ждет. И кредит дадут, и домой привезут. Только потребляй.
Это бизнес, ничего личного, ребята…