Место для рекламы

Мозгоколонка болонской системы образования

1 сентября в стране по привычке пафосно называют Днём знаний. Миллионы школьников и студентов влезают за парты, рассаживаются в аудиториях и сразу начинают отсчитывать недели и месяцы до начала каникул и годы до получения заветных корочек о получении среднего или высшего образования. Или, как сейчас принято говорить, «о получении качественной образовательной услуги».

В этом году к торжествам даже приурочили отставку теоретического физика министра Дмитрия Ливанова с заменой на историка РПЦ и сотрудницу АП Ольгу Васильеву. Все с энтузиазмом принялись обсуждать: в какие теократические глубины поведёт страну новый министр? За скобками этой увлекательной дискуссии осталось главное — когда же наконец мы перестанем выступать в роли вечного догоняющего, пошлём лесом навязанную Западом России в 90-е годы Болонскую систему и начнём по крупицам возрождать национальную систему образования? Этот главный вопрос «Аргументы недели» задали декану Высшей школы телевидения МГУ, известному политологу и журналисту Виталию ТРЕТЬЯКОВУ.

Шойгу в юбке

— Виталий Товиевич, как вам подарок к 1 Сентября — новый министр? Изменится ли что-нибудь? И в какую сторону?

— Отставка Ливанова — это, конечно, предвыборный шаг. Несмотря на все рапорты об успехе реформы образования и науки, недовольство, причём на 90% справедливое, положением в этой сфере среди учителей, родителей, преподавателей вузов, учёных, громадное. А это — десятки миллионов избирателей.

Но это шаг положительный, пусть в данный момент и мотивированный политически. Зачем вообще Ливанов был поставлен на этот пост? По той же причине, что и Сердюков в своё время на пост министра обороны. Путин долго ждал, что армия сама себя реформирует, но этого так и не случилось. И тогда сделали министром обороны человека, абсолютно некомпетентного в этой сфере и не страдающего никаким пиететом перед генералами и армейскими традициями. Сердюков — это терминатор, который должен был разломать всё в прежних Вооружённых силах — и плохое, и хорошее. Но прежде всего — сложившуюся косную систему.

И когда Сердюков эту задачу выполнил, Путин назначил министром обороны Сергея Шойгу, который и стал возрождать хорошее старое, одновременно строя хорошее новое. Я говорил знакомым академикам: Ливанова вам назначили для того же. Путин долго ждал, что РАН сама себя реформирует (а там было что реформировать). Не дождался. Тогда и на пост министра образования и науки он тоже назначил терминатора. Теперь нужда в разрушительной миссии Ливанова отпала. Станет ли Ольга Васильева в образовании и науке тем, кем Сергей Шойгу стал в Министерстве обороны? Посмотрим. Я слышал о ней очень хорошие отзывы как о специалисте в той сфере науки, которой она занималась, — в религиоведении. Ну, а как она проявит себя в руководстве системой образования и науки — будет видно уже к концу этого года. Надеюсь, что моя гипотеза о Васильевой — как Шойгу для Минобрнауки — верна.

— Во всех своих выступлениях вы критикуете Болонскую систему. Чем она вам не угодила?

— Первое — в её основе лежат стандартизация, упрощение и удешевление массового образования со сниженным уровнем преподавания. Причём с задачей распространить систему на всю возможную периферию, «охвостье» Европейского союза — бывшие африканские колонии, страны Восточной Европы, постсоветское пространство и собственно Россию. Нам и бывшим республикам Союза в начале 90-х годов поставили условие — в обмен на кредиты Всемирного банка (которые, наверное, были нужны стране, но больше были нужны конкретным членам правительства) принять в том числе ЕГЭ в школах и Болонскую систему высшего образования. Мы сейчас такой же шантаж наблюдаем на Украине — переписывание законов в обмен на финансы.

Второе — бенефициарами реформ являются ведущие европейские и американские университеты, которые Болонской системой как раз не пользуются, а используют классические национальные системы образования. С помощью же Болонской они отбирают для себя со всего мира молодые «мозги». И я не понимаю: почему у нас открыто провозглашена борьба с утечкой финансового капитала, но фактически поощряется утекание капитала интеллектуального?! Зато нам постоянно объясняют, что признание наших дипломов на Западе — это грандиозный успех реформаторов от образования. Но никакого признания нет. Признаются только те наши дипломы, которые соответствуют Болонской системе. Кроме того, для отдельно взятого молодого человека это, может быть, и хорошо. А для страны в целом?

При этом наши же чиновники и идеологи ещё с горбачёвских реформ всю страну поставили в абсолютно проигрышную роль вечно догоняющего. Там — на Западе — всё самое передовое, а у нас всё отсталое. В такой ситуации лидера догнать невозможно. Он всегда будет впереди. Между тем в 1917 году большевики, понимая, в чём Российская империя отстаёт, решили не догонять, а сразу построить общество будущего, которое по отношению к обществу буржуазному всегда будет лидером. Пусть это была утопия, но стратегический расчёт — точный. И принёсший отличный результат.

При всём неоднозначном отношении общества к Сталину он понимал, что для решения стратегических задач выживания страны-лидера нужно развить классическую систему образования, сложившуюся в России в XIX веке и давшую замечательные плоды. И только благодаря этому мы смогли выиграть Отечественную войну, выйти в космос и т. д. Создали такую индустриальную и научную базу, которую до сих пор полностью разворовать и проесть не можем.

Президентский кулак

— Была в 90-е годы «Россия-матушка» нефте-газо-лесоколонка, а теперь можно добавить — мозгоколонка?

— Вольно или невольно, по глупости или из корысти, но именно такая роль и уготована России теми, кто замыслил и особенно проводил реформу образования у нас. И не Ливанов тут был первым.

Эта реформа преследовала две цели. Первая — создать замаскированную систему перекачивания наших (и не только наших) мозгов в те интеллектуальные центры, которые, по их мнению, и должны управлять миром. Вторая — ослабить, обескровить конкурентов (особенно это актуально для России), которые способны бросить вызов этим центрам. В реальности всё точно так и получилось.

— Нормальный колониальный стиль управления. При этом «туземные» высокие чины своих детей в простые отечественные «болонские» школы и вузы не отдают, предпочитая обучать их за границей.

— Я называю это «двойной лояльностью правящего класса». Высокопоставленные лица с российским гражданством, зарабатывающие деньги здесь, вывозят их за границу, отправляют туда свои семьи. Ментально — семья, дети и материально — финансовые активы — они больше связаны с Европой и США, чем с Россией. А когда таких не один или два человека, а целый правящий класс — какую страну они выберут в сложной, кризисной, конфликтной ситуации?! Чьи интересы будут тайно или явно отстаивать?

— В начале разговора вы сказали, что кроме нового министра нужна и политическая воля. Политическую волю у нас способен выразить только один человек, и «вы его знаете». Однако сколько раз она была ясно и прямо выражена, но «воз и ныне там». Правящий класс «двойной лояльности» умудряется замылить все приказы «самого».

— Во многом так, конечно. Но авторитет Владимира Путина и сложившаяся система такова, что при всём могуществе аппарата и этой «элиты» всё-таки президент может переломить эту ситуацию. Если захочет. Пока я вижу, что он ещё не дозрел окончательно. Но явно начал задумываться. Отставка Ливанова — тому подтверждение. И кое-что уже делается вопреки Болонской реформе и монополизму ЕГЭ.

Назначение на должность министра Ольги Васильевой надо рассматривать в этом же контексте. Но большие чиновники от образования настолько уже привыкли критиковать всё советское, что нужно вместе с «пятилеткой» прекращения всех реформ в образовании проводить радикальное кадровое оздоровление с исключением из новой системы образования тех, кто создавал сегодняшнюю. Полностью заменить руководящее ядро, включая замминистров, руководителей департаментов. Отрезать от кормления несколько «исследовательских центров», которые ходят в передовиках реформирования и «болонского» образования.

Это, конечно, сложная задача. Ведь большинство из вышеперечисленных деятелей ко всему прочему делает и свой бизнес на реформах. Причём бизнес долгосрочный, с колоссальной нормой прибыли. Ведь что такое реформа у нас? Две стопки бумаг и документов или законов Евросоюза по двести с лишним страниц, переведённые с помощью гугл-переводчика с «англицкого» на русский с половиной оставшихся иностранных слов. Дальше ты под эту «реформу» получаешь целое министерство, гигантский штат сотрудников, огромную федеральную собственность и триллионы бюджетных денег. И чем дольше реформа идёт — тем больше денег и меньше ответственности, так как никто (кроме самих «бизнесменов») не понимает и не знает конечных целей реформирования.

— Хорошо, чиновников поменять можно. А молодые учителя «эпохи перестройки-перестрелки», которые помнят об образовательной услуге, но забыли о долге воспитания, так как его нет в руководящих документах? Их как развернуть?

— Смогли же, пусть не сразу, но сломать классическую советскую систему образования. Смогли в новые рамки загнать учителя и преподавателя. На то, чтобы развернуться обратно, тоже нужно время. Тем более что настоящие учителя ещё сохранились. Ко мне часто обращаются преподаватели, которые просят поддержать эксперимент, в рамках которого в их школах и вузах велось бы преподавание по сохранившимся советским учебникам. Ведь ничего лучше пока не написано. Так что люди есть.

— В мире существует, грубо говоря, пять национальных образовательных систем: французская (не болонская!), итальянская, англосакская, германская и русско-советская…

— Интересно, что и великих литератур, и фундаментальных научных школ, если брать западный мир без Японии и Китая, тоже пять. Поэтому тут без вариантов, как говорится. Допустим, у тебя дома есть что-то уникальное, например, курица, несущая золотые яйца. В сфере образования таких «куриц» всего пять во всём мире, остальные двести с лишним «дворов"-стран только пользуются яйцами от этих пяти несушек. И только идиот или предатель может зарезать свою золотую курицу, встав в один ряд с нищими, взамен получая набитых антибиотиками бройлеров с фабрики под названием Болонская система. Поэтому любые стратегии сохранения и укрепления национального суверенитета без гигантских глав под названием «Национальная система образования и язык», «Национальная экономика» и «Национальная валюта» бессмысленны.

Опубликовал  пиктограмма мужчинытоварищ Нищеброд  02 мар 2018
1 комментарий

Похожие цитаты

Жизнь по законам нищеты

Уровень бедности в России подскочил до максимума за шесть лет !!!

Граждане России продолжают беднеть, несмотря на то, что официальная статистика декларирует выход экономики страны из кризиса

По данным учёных РАНХиГС, численность «армии» официально нищих в стране достигла максимальных показателей за шесть лет. 19 миллионов 200 тысяч человек получает доход ниже прожиточного минимума, который составляет 11 тыс. 160 рублей для трудоспособных граждан, 8 тыс. 496 рублей — для пенсионеров и 10 тыс. 181 рубль — для детей.

Роман Кузнецов, экономист:
«Это связано в пе…

Опубликовал  пиктограмма мужчинытоварищ Нищеброд  22 дек 2017

Стабильность — это когда цены стабильно растут, пенсии стабильно урезаются, чиновники стабильно воруют, судьи их стабильно отпускают, а президент тут же стабильно назначает их на ещё более денежные места.
Да, и бараны стабильно продолжають блеять в поддержку действующего наместника олигархической оккупационной админисрации на временно оккупированной советской территории.

Опубликовал  пиктограмма мужчинытоварищ Нищеброд  29 янв 2018

Российская буржуазия не намерена дружить с собственным народом, потому что она дружит с буржуазией сшА.

Опубликовал  пиктограмма мужчинытоварищ Нищеброд  19 фев 2018