Кто из художников написал самое большое количество обнаженных тел? Немецкий искусствовед Мишель Бовер заявил, что абсолютный рекордсмен — знаменитый бельгийский сюрреалист Поль Дельво. Что так влекло художника к обнаженной натуре?
Справка «С.-И.»
Поль Дельво (1897−1994) — крупнейший бельгийский художник. В настоящее время существует фонд им. Дельво, музей его имени в Сент-Идесбальде (Бельгия, Западная Фландрия), его работы находятся в самых значительных художественных музеях мира.
Был дважды женат — на Сюзанне Прюнал и Анне-Мари де Мартлер.
…Ему уже 33 года. Он считается одним из самых талантливых художников современности, на его выставки люди загодя занимают очередь. Но он по-прежнему вздрагивает, услышав голос матери. Вот и опять — чувствует ее тяжелую походку, слышит, как сильно она припадает на правую ногу. Значит, чем-то опять недовольна. Так и есть.
— Поль, только что некая дама нагло потребовала тебя к телефону. Я вынуждена была поставить ее на место. Что ты рисуешь? Опять эти шлюхи? Сколько раз тебе говорила, что женщины — это исчадье ада, они только и мечтают тебя на себе женить! Почему ты вчера так поздно вернулся? От твоей рубашки пахнет духами. Ты хочешь, чтобы тебя заразили венерической болезнью? Неужели ты совсем не можешь обходиться без женщин? И в кого ты такой?! Ни меня, ни твоего отца женщины не интересуют…
Мадам Дельво запнулась, поняв, что сморозила глупость. И, видимо, только это остановило бесконечный поток ее обвинений, упреков и вопросов. Когда мать ушла, Поль продолжил работу. Да, он писал очередную картину, населенную обнаженными женщинами, словно пребывающими в летаргическом сне в ожидании мужчин. А перед глазами вставала Анна-Мари, которая накануне заявила, что они расстаются. Якобы она не так хороша для него, к тому же намерена заняться собственной карьерой.
Художник сделал последний мазок, еще раз внимательно посмотрел на картину, снял ее с мольберта, поставил в угол мастерской и принялся за новую картину, набросав углем женские фигуры. Опять обнаженные. Их опять было очень много. На новом полотне — девятнадцать. Позднее он назовет эту работу «Пробуждение леса». Он все делал методично, уверенно, без лишних движений. И каждая женщина на его полотнах, как бы ни лютовала его властная мать, чем-то напоминала Анну-Мари.
Конкурентов нет!
Исследователь творчества Дельво искусствовед Мишель Бовер тоже отличается завидной педантичностью. Он пересчитал всю обнаженную натуру в работах знаменитого бельгийца. И заявил, что тот написал 2887 (!) обнаженных тел. С немецкой пунктуальностью Бовер подсчитал, что в год художник рисовал в среднем около 40 фигур в стиле ню. Как удалось обнаружить с помощью спектрографии, даже одетые на картинах фигуры Дельво сначала писал обнаженными. И лишь потом «одевал» их. Дотошность Бовера позволила обнаружить и несколько замаскированных обнаженных женских фигурок — в листве, в окнах дальних домов на его картинах, среди орнаментов. Стоит ли говорить, что все они так или иначе напоминают Анну-Мари, недоступную, далекую и по-прежнему любимую.
Кстати, подсчеты педантичного Бовера показали, что Дельво оставил далеко позади и Энгра с его любовью к обнаженной натуре (всего-то 175 фигур в стиле ню), и Питера Пауля Рубенса, влюбленного в мясистое женское тело: по подсчетам Бовера, у него всего 114 обнаженных дам. Отстала и Тамара Лемпицки с ее анатомически выписанными телами (93), и Фернандо Ботеро с его любимыми толстушками (89)…
…и умерли в один день
Мадам Дельво ненавидела картины сына. Она мечтала видеть его адвокатом, а тот, вроде бы такой послушный, все-таки сумел отстоять свое право быть художником. Еще больше ее бесила страсть сына изображать голых «шлюх». Пытаясь отвадить Поля от подобной живописи, она даже женила его на своей дальней родственнице Сюзанне Прюнал. Но женитьба ничего не изменила: Дельво продолжал рисовать обнаженных женщин. Прошло больше 20 лет, как Анна-Мари де Мартлер, казалось, навсегда исчезла из его жизни. Уже умерла мадам Дельво, скончалась и супруга художника. А он с упорством маньяка продолжал рисовать обнаженных женщин — неподвижных, молчаливых, напоминающих античные статуи. Их было так много, что на одну из выставок Дельво даже не пускали посетителей, не достигших 18 лет.
И вот однажды — шел уже 1947 год — художник по обыкновению зашел в ближайший к дому табачный магазин. И… Что это? Видение? Поля Дельво охватило оцепенение. Перед ним стояла женщина, которую он любит всю жизнь, которую вспоминает каждый день, которую снова и снова рисует. Десять бесконечных минут он не мог вымолвить ни слова. Анна-Мари, казалось, совсем не изменилась, тяготы недавно закончившейся войны сделали ее только краше. Дельво, не произнесший ни звука, взял ее за руку и повел к себе домой. Открыл студию, посадил на стул, повернул к ней десяток картин, с каждой из которых на Анну-Мари смотрела она сама. Фигура, лицо были ее, а глаза — тоскливые, чего-то ожидающие — глаза были глазами самого Дельво.
Больше они не расставались. Кстати, с тех пор обнаженная натура почти уходит из работ художника. Он переключается на преподавание, пишет настенную живопись. До самой смерти они были вместе. И умерли почти в один день. Сначала Анна-Мари — 15 июля 1994 года, а спустя пять дней, 20 июля, похоронив любимую, скончался и сам Дельво. Его дочь от первого брака Кристин Дельво стала второй женой знаменитого французского шансонье Джо Дассена, родила ему двух сыновей, несколько лет безуспешно пыталась спасти мужа от наркотиков и алкоголя. Но это, как говорится, уже совсем другая история.