Обнародование вчера открытой части «Кремлевского доклада» вызвало взрыв эмоций разного рода — от разочарования до злорадства. Появилось и немало комментариев от лиц, уже не раз продемонстрировавших, мягко говоря, слабую информированность о предмете обсуждения.
Из того, что известно на сей момент, вырисовывается следующая картина.
Во исполнение ст. 241 закона 3364 Минфин, Госдеп и разведка США в течение предыдущих шести месяцев готовили и в конце концов подготовили, похоже, весьма содержательный документ, получивший в публичной сфере название «Кремлевский доклад». Вчера его открытая часть должна была быть опубликована, а закрытая — передана Конгрессу.
Однако вчера в администрации США, по словам А. Аслунда, возникли непреодолимые препятствия по обнародованию ранее согласованной открытой части доклада. В чем причины возникших возражений относительно публикации ранее подготовленной версии доклада, пока неизвестно. Перед сотрудниками трех ведомств внезапно возникла задача создания по сути совершенно новой версии открытой части доклада в течение нескольких часов, остававшихся до истечения дедлайна в полночь 29 января.
Решение, принятое ими, сейчас всем хорошо известно. Они соединили в один документ официальные списки руководящих сотрудников администрации президента и правительства России, список российских миллиардеров по версии «Форбс» 2017 г., список руководителей государственных компаний по версии РБК 2017 г. Очевидно, отдавая себе отчет в качестве такого «документа», ни один из государственных органов США не разместил указанную открытую версию доклада на своих сайтах. Вместо этого новая версия открытой части доклада была передана в АР, NBC, Блумберг, Файненшл Таймс, и уже ими размещена на своих сайтах.
Поскольку опубликованная версия открытой части доклада представляет собой очевидную формальность, то его авторы самым жестким образом заявили — и в ее преамбуле, и в пресс-релизе и в разъяснениях на сайте Казначейства, что упоминание каких бы то ни было лиц как в открытой части доклада, так и в его закрытой части ни в коей мере не влечет за собой каких-либо юридических последствий:
Этот отчет не является «списком санкций». Хотя некоторые лица, упомянутые в докладе, могут быть подвергнуты санкциям другими органами, включение физических или юридических лиц в настоящую открытую часть доклада, в приложения к нему или в его закрытую часть никоим образом не должно интерпретироваться в качестве подтверждения введения санкций в отношении этих лиц или организаций. Включение того или иного имени в настоящий доклад также не является утверждением каким-либо органом того, что любое из этих лиц или любая организация соответствует критериям для включения в рамки любой программы санкций. Более того, включение отдельных лиц или организаций в открытую часть настоящего доклада, в приложения к нему или в его закрытую часть само по себе не означает, не порождает и не создает каких-либо ограничений или запретов на отношения с такими лицами либо в США, либо с иностранцами. Включение того или иного имени в открытую часть доклада также не означает, что правительство США располагает информацией об участии этого человека в каких-либо неприглядных действиях. [1−30−2018]
Таким образом, опубликованная версия открытой части доклада не представляет собой абсолютно никакой ценности — ни юридической, ни аналитической, ни информационной. Она не выполняет ни одного требования, поставленного Конгрессом администрации США в ст. 241 закона 3364, и не влечет за собой никаких последствий.
Поэтому все заявления, споры, жалобы, обиды относительно включения или невключения в опубликованный список тех или иных лиц (как-то: Путина, Чубайса, Авена, Фридмана, Гундяева, уполномоченного по правам ребенка, руководителя Федеральной архивной службы и т. д.) абсолютно иррелевантны. Они свидетельствуют лишь о том, что лица, сделавшие такого рода заявления (от Путина и Медведева до Чубайса и Латыниной) либо не прочитали документ, либо не поняли, о чем в нем идет речь.
Однако кроме опубликованной открытой части доклада есть и его закрытая часть, переданная вчера в комитеты Конгресса. Об этой закрытой части известно немногое — за исключением того, что создание ее потребовало, по словам министра финансов США С. Мнучина, «экстраординарного объема работы», что она «содержит детальнейший анализ», а ее размер составляет «сотни страниц».
Очевидно, что небессмысленно комментировать «Кремлевский доклад» можно будет только тогда, когда станет известным содержание именно этой, закрытой, его части.
Главы ФСБ, Генштаба и СВР России неожиданно съездили в США
Российская и американская пресса сообщила, что на прошлой неделе в Вашингтоне появились высокопоставленные российские «силовики», в том числе и те, кто находится под персональными американскими санкциями, запрещающими въезд в США. В столицу США прибыли: глава Службы внешней разведки (СВР) Сергей Нарышкин, глава Федеральной службы безопасности (ФСБ) Александр Бортников, руководитель Главного управления Генштаба ВС (бывшее главное разведуправление, ГРУ) Игорь Коробов. Официальным поводом для визита названо «сотрудничество в борьбе с терроризмом».
Визит группы столь высокопоставленных российских «силовиков» в США является беспрецедентным. Фактически в Вашингтоне оказалось руководство всей российской разведки и контрразведки. Показательно, что с декабря 2016 года Игорь Коробов находится в санкционном списке, который запрещает въезд в США. Тем не менее, ради важной деловой встречи американцы закрыли глаза на собственные ограничения.
В Соединённых Штатах поездка российских разведчиков вызвала неоднозначную реакцию. Газета The Washington Post со ссылкой на свои источники пишет:
Этот необычный визит вызвал обеспокоенность у некоторых американских официальных лиц в связи с тем, что Москва может воспринять эти встречи как признак готовности администрации Трампа оставить позади тему российского вмешательства в президентские выборы.
Узнав о визите, глава демократической фракции американского Сената Чак Шумер призвал администрацию Трампа объяснить происходящее. Официальная версия, озвученная послом России в США Анатолием Антоновым, гласит, что глава СВР и представители американских спецслужб обсуждали меры безопасности на предстоящем чемпионате мира по футболу. Примерно то же заявил несколькими днями ранее директор контртеррористического центра США Николас Расмуссен.
По чьей инициативе произошла встреча и какие ещё вопросы на ней обсуждались, остаётся неизвестным. Однако сам факт визита руководителей разведки РФ в США показывает, что между обоими государствами сохраняется закулисный диалог. Нагнетаемая американскими и российскими СМИ истерия намеренно сгущает краски и способствует натравливанию народов друг на друга. Российские власти пытаются использовать образ «внешнего врага» для сплочения нации вокруг себя; в частности, президент РФ Путин сделал в конце января популистское заявление о том, что в санкционный список включено всё население страны:
Что касается самого списка — вся администрация президента, все правительство, весь бизнес… За каждым из этих людей и за каждой из этих структур стоят рядовые граждане нашей страны, трудовые коллективы, целые отрасли. То есть, по сути, всех нас, все 146 миллионов, занесли в какой-то список.
Это лицемерное заявление призвано побудить рядовых граждан нашей страны испытать сочувствие и сопереживание крупнейшим олигархам, чиновникам, бизнесменам, которые живут за наш счёт. Между тем интересы большинства россиян и кучки олигархов не только не связаны, но и противоположны друг другу. И, как видно, опереточные санкции не мешают даже высокопоставленным российским военным ездить в США обсуждать совместные дела.