Термин, обозначающий одно из явлений массовой культуры Специфическая разновидность духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающая возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Это также культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе…
, Синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Особое распространение получил в различных формах стандартизованного бытового украшения. Как элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве.
Так как слово вошло в употребление в ответ на большой объём появившихся в XIX веке художественных работ, в которых эстетические качества были перепутаны с преувеличенной сентиментальностью или мелодраматичностью, китч наиболее близко ассоциируется с искусством сентиментальным, приторным или слезливым, однако это слово можно применить к предмету искусства любого сорта, неполноценному по подобным причинам. Независимо от того, выступает ли он сентиментальным, эффектным, напыщенным или креативным, китч называют ужимкой, подражающей внешней стороне искусства. Часто говорят, что китч опирается только на повторение условностей и шаблонов и лишён творческого начала и подлинности, демонстрируемых истинным искусством.
Кич — это дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект; синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика. Возник в прикладном искусстве и в художественной промышленности 2-й половины XIX — начала XX века. Кич распространился как промышленная имитация уникальных изделий. Позже кич распространился на все сферы искусства: от станковой живописи до всех видов искусства, в т. ч. не только традиционные — литература, музыка, театр, архитектура, но и кинематограф, телевидение.
В 1960—1980-е г. предметы китча стали распространенным явлением массовой культуры. Особую популярность кич получил в оформлении бульварной печатной продукции, кино и видео в различных формах стандартизированного бытового украшения. Кич захватывает сферу не только самодеятельного и профессионального искусства, но народное искусство, куда проникают элементы дефольклоризации, псевдохудожественные произведения. В каждой стране обнаруживаются национальные особенности кича. Широкое распространение кич получил и в России.
Кич со временем стали определять как эстетически обеднённый объект низкопробного производства, предназначенный скорее для идентификации новоприобретённого социального статуса потребителя, нежели чем для пробуждения подлинного эстетического чувства. Кич считали эстетически скудным и сомнительным в нравственном отношении, заставлявшим жертвовать эстетической стороной жизни, обычно, хотя и не всегда, ради обозначения социального статуса.
В современном мире кич настолько распространен, что специалисты выделяют несколько его разновидностей (Т.А. Фетисова). Ретрокич — мода на классический исторический кич. Сегодня многие коллекционируют классический кич: статуэтки, коробочки, коврики, открытки. Ярмарочный кич — современные рыночные кошки-копилки, игрушки, отдаленно напоминающие народные, и другие поделки. Неокич, включающий в себя дизайн-кич, гаджет-кич (различного рода сувениры, отличающиеся поражающей нелепостью: авторучка — карманный фонарик, запонки с термометром или пушка, стреляющая сигаретами). Кэмп — псевдоинтеллектуальные образчики наиболее уродливых проявлений кича.
Для кича характерны набор суррогатов, стереотипов, сентенциозность, набор житейских формул, помпезность. В отличие от подлинных видов искусства, кич, не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише. Он не вызывает духовных исканий, но стремится к созданию незамутненного, самоуверенного спокойствия. Подражая высоким художественным образцам, кич намеренно низводит их до банальности и пошлости. Паразитируя на высоком искусстве, кич тяготеет также ко всему таинственному, непознанному. Отсюда интерес к теософии, антропософии, оккультным наукам, но без стрессов и метаний. Поэтому в киче распространены упрощенные образцы сатанизма. Предметом интереса кича являются также скандальные сенсации, модные проблемы, современные научные идеи, поданные в вульгаризованном, поверхностном виде.
А. Моль в книге «Кич, искусство счастья» справедливо утверждал, что К. это не только стиль в литературе и искусстве, но и отношение к нему потребителей. Кичмен жаждет описаний «сладкой» жизни тех, кто не стеснен в средствах: аристократов, дам полусвета, финансовых магнатов, звезд кино, телевидения и эстрады и им подобных, что позволяет давать описания роскошных апартаментов и увеселительных заведений, полный реестр великосветских развлечений, «возвышенные» страсти и диалоги, пристойную дозу эротики или откровенный секс, то есть, всё то, чем зачитывалась несчастная Настя из горьковской пьесы «На дне».
На иной основе строятся взаимоотношения современного потребителя и неоки-ча. Если старый Кич стремился к красоте, какой она представлялась неразвитому вкусу нуворишей, то есть к пошловатой красивости, то Кич сегодняшний сознательно ввел моду на безобразное. Потребитель нередко понимает, что вещь некрасива и нефункциональна (например, чайник в форме кошки или дом в виде башмака) и именно поэтому покупает ее, чтобы идти в ногу со временем, не выглядеть отсталым. Столь тесной связи эстетики с престижностью не знал старый Кич. Нынешний заказчик и потребитель К. принадлежит к тому слою населения, для которого характерны достаточная материальная обеспеченность, довольство собой и жизнью, тяга к постоянному украшательству ее все новыми и новыми вещами и развлечениями. Погружаясь в иллюзорный мир Кича, его потребитель обнаруживает сходство своих стремлений, своих представлений о морали, нравственности, эталонах успеха со стремлениями и представлениями героев книг, фильмов и телепередач. Для него важно только одно условие: показанное или написанное должно обладать всеми внешними приметами жизнеподобия. Кич апеллирует к инстинктам; теоретическое обоснование этого исследователи находят у 3. Фрейда, поскольку Кич нередко делает ставку на спекуляцию сексуальностью и жестокостью. Манипулирование сознанием реципиентов, точный учет психологии восприятия в сочетании с прогрессом технических возможностей распространения Кич-продукции — основы как Кича, так неокича.
Китч в любых видах искусства воспроизводит вещи большими или меньшими, чем образец, он имитирует материалы (имитация мрамора, пластмассы и т. д.), он подражает формам или комбинирует их неподходящим образом, он повторяет моду, не проживая ее. Во всем этом он подобен гаджету в техническом плане: гаджет также является технологической пародией, наростом из бесполезных функций, непрерывной симуляцией функций без реального практического референта.