Шампанское всегда останется символом если не праздника, то роскошной жизни. Но знаем ли мы, какой именно сорт пили российские императоры? В пользу какого шампанского Джеймс Бонд изменил своей излюбленной водке с мартини? Кто красивее в качестве лица дома шампанского — Скарлетт Йохансон или Клаудиа Шиффер? В конце-концов, что же такое Дом Периньон — здание или может быть человек. Давайте разберемся, для чего выберем 10 самых известных брендов шампанского, самых знаменитых домов.
Вдова Клико (Veuve Clicquot Ponsardin). Это самая известная в мире марка шампанского с женским именем. Еще в начале XIX столетия 27-летняя женщина мадам Клико, овдовев, получила от мужа в наследство неказистое винодельческое хозяйство. Однако энергичная женщина, в девичестве Барб Николь Понсардэн, смогла достичь в своем бизнесе невиданных высот. В итоге она выкупила у города подземелья длиной в 18 километров и превратила их в винные погреба. Именно вдова Клико придумала методы очистки шампанского до кристальной прозрачности, что до сих пор используется виноделами по всему миру. Также француженка придумала проволочную уздечку, надеваемую на пробку — ведь жидкость в бутылке находится под ощутимым давлением, превышающим в 3 раза таковое в автомобильной шине. Коммерческая жилка Клико проявилась и в том, что она сумела в качестве союзника использовать даже космический объект. Так, в 1811 году Солнечную систему посетила комета. Это подарило Клико идею — она направила в победившую Наполеона Россию партию особого вина. На 10 тысячах бутылках шампанского урожая того самого 1811 года значился хвост кометы. Такой шаг послужил началом долгих и плодотворных коммерческих отношений Клико с далекой северной страной. Женщина прожила долгих 88 лет, однако все свое наследство она завещала не родственникам, которые были равнодушны к виноделию, а к настоящему фанату ее дела, ее другу и управляющему Эдуарду Верде. Именно его потомки и продолжили славный путь известной марки. Этот бренд сегодня один из самых узнаваемых в мире, шампанское «Вдова Клико» сегодня пьют в 150 странах мира. В Москве самый простой образец Brut такого шампанского можно найти за 80 долларов, а вот разновидность «Grande Dame» стоит уже в 4 раза дороже. По легенде, оформление оранжевой фирменной этикеткой на черной бутылке для данного вида было придумано лично самой мадам Клико. Сегодня в оформлении бренда участвуют лучшие дизайнеры, такие как Керим Рашид. В итоге бутылка в эксклюзивной упаковке может стоить десятки тысяч долларов.
Моэт и Шандон (Mot@Chandon). Фирменным знаком бренда является черный бант с золотистой каймой, скрепленный под горлышком бутылки круглой красной печатью. Этот узнаваемый ныне повсюду образ был придуман в 1886 году, оставаясь с тех пор неизменным атрибутом фирменной продукции «Moet@Chandon». Компания выпускает престижные и известные марки вот уже 250 лет. С самого начала своего появления «Moet@Chandon» стал одним из главных поставщиков для королевских дворов. Это шампанское любил Людовик XV, а позже в винодельческое поместье периодически навещал и Наполеон Бонапарт, проезжая через Шампань. Видными клиентами «Моэт и Шандон» являлись Томас Джефферсон и английский король Эдуард VII, который так полюбил напиток, что за монархом постоянно ходил слуга с парой-тройкой бутылок в корзине. На сегодняшний день «Моэт и Шандон» имеют специальное разрешение в качестве поставщика шампанского для Королевы Великобритании Елизаветы II. Пришедшая в XX веке эпоха кинематографа дало виноделам возможность осваивать новый мир. Уже почти двадцать лет «Моэт и Шандон» являются официальным шампанским премии «Золотой глобус». Не так давно прошла шумная акция по выбору лица дома шампанского. Им стала звезда Голливуда Скарлетт Йохансон. Сегодня «Моэт и Шандон» является крупнейшим производителем шампанского в мире. В год производится 30 миллионов бутылок, что вдвое превышает объемы ближайшего конкурента — «Вдовы Клико». Большие же тиражи продукции позволяют держать весьма демократичные цены на нее. Главными винами дома являются «Moet@Chandon Imperial», выпускаемое еще с 1860 года в честь Наполеона (цена в Москве в зависимости от урожая 70−200 долларов) и «Moet@Chandon Dom Perignon», винтажное шампанское-эксклюзив, выпускаемое с 1936 года. Цена такой бутылки начинается от 250 долларов.
Дом Периньон (Dom Prignon). Во всем мире известна этикетка в виде «щита». С 1936 года «Моэт и Шандон» производят винтажное эксклюзивное вино. «Дом Периньон» — марка, которая названа в честь монаха-бенедиктинца Пьера Периньона. Эта весьма известная в виноделии личность жила в 17 веке. «Дом» же является обращением к духовному лицу во Франции. Французы приписывают именно ему славу изобретения игристого пенистого напитка. До него никто не мог додуматься, как превратить обычное сбродившее вино в новый интересный напиток. Правда, англичане оспаривают пальму первенства. Скорее всего монах действительно не был первым, кто придумал технологию, однако несомненно, что именно он стоял у истоков технологии производства шампанских вин, которая в общих чертах сохранилась и поныне. Именно Периньон придумал вторично сбраживать тихое вино, подбирать смеси белых вин и выдерживать их в толстенных бутылках, закупоривая их затем корковой пробкой. Уже в тридцать лет Пьер Периньон стал начальником винных погребов бенедиктинского аббатства Овилье, огласив, что создаст лучшее вино в мире. Самонадеянное заявление тем не менее оказалось правдой. Вскоре слухи у вкусном шипучем напитке монахов дошли до Версаля. Вина от Дом Периньона стали поставляться самому королю-солнцу, Людовику XIV. Современный Дом Периньон от Моет и Шандон соответствует традициям, заложенным средневековым монахом, стремящимся создавать лучшее в мире вино. За это шампанское отвечает его качество, в дополнительной рекламе оно не нуждается. Тем не менее компания не стоит на месте, не так давно над имиджем марки поработал знаменитый дизайнер Карл Лагерфельд. Акция имела такой успех, что шампанское вышло на новые уровни популярности. Это сотрудничество стало образцом винного брендинга, а также культовым событием в моде и стиле жизни. Ведь к рекламе шампанского Лагерфельд привлек Еву Герцигову и Клаудиу Шиффер. Идеей акции стала мысль о том, что волшебный «Дом Периньон» раскрепощает сексуальные фантазии. «Дом Периньон» имеет три вида — «Dom Prignon», «Dom Prignon Rose» и «Dom Perignon Oenotheque». Первый из них — самый дешевый. Его цена начинается от 250 долларов. Другие же разновидности куда более дорогие. Именно они считаются одними из самых изысканных и дорогих вин в мире. В Москве цены на такое шампанское начинаются от 600 долларов.
Луи Рёдерер (Louis Roederer). И этот бренд известен во всем мире благодаря своему вину «Crystal Louis Roederer». Известный критик Роберт Паркер для его описания не стесняется использовать такие эпитеты, как «ошеломляющее качество» и «роскошное вино». В России это шампанское является самым престижным и наиболее дорогим. Его еще именуют «царским напитком», ведь впервые оно было произведено в 1876 году специально для Александра II. Вплоть до революции Луи Рёдерер являлся официальным поставщиком вина ко двору нашего императора. Около 2/3 всей продукции этой марки направлялось в Россию. Свое же название «Кристаль» шампанское получило потому, что для Александра II поставлялось в специально изготовленных хрустальных бутылках. Сегодня бутылки оформлены в «золотом» стиле, используется изящная вязь шрифта, и вензеля на этикетке. Тем самым поддерживается ассоциация с царской короной, изысканностью, богатством и аристократичностью. Неудивительно, что это шампанское во всем мире считается напитком роскоши, предназначенным для лидеров и победителей. Да и сама политика шампанского дома «Луи Рёдерер» отличается независимостью и аристократичностью. Несмотря на многочисленный попытки его поглощения со стороны крупных корпораций, это пожалуй единственный дом в Шампани, который остается в семейной собственности. Ценность продукции была подтверждена на одном из недавних аукционов в США. Там бутылка шампанского «Louis Roederer Cristal Rose» 2002 года была продана за 12 000 долларов. Средства от того аукциона были направлены на поддержку современного искусства. Символичным является тот факт, что и само это шампанское, со своей историей, ценой и уровнем престижа уже можно считать не просто вином, но и предметом высокого искусства. Шампанский дом производит довольно много продукции, как для семейного предприятия — до 3 миллионов бутылок, хотя это и меньше в 10 раз, чем «Моэт и Шандон». А вот «Crystal Louis Roederer» производится всего полмиллиона бутылок на весь мир. Престижность марки вместе с необыкновенным качеством и ограниченным объемом и определяют довольно высокую цену на шампанское — марка «Louis Roederer Brut Premier» обойдется в 150 долларов, а знаменитый «Crystal Louis Roederer» в зависимости от года урожая — от 400 до 1000 долларов.
Пайпер Хайдсик (Piper-Heidsieck). Это вино прочно ассоциируется с Голливудом. Едва ли не с первой церемонии награждения Оскаром шампанское сопровождает это мероприятие. Именно этот напиток являлся любимым для Мэрилин Монро. Осталось множество фотографий, на которых звезда запечатлена с бокалом шампанского в руке. И наиболее часто этим вином оказывался как раз Пайпер Хайдсик. В 1965 году эта компания отметилась созданием самой большой бутылки шампанского в мире, высотой в 1 метр 82 сантиметра, что как раз соответствовало росту популярного тогда американского киноактера Рекса Харрисона. Бутылка предназначалась для празднования получения Харрисоном премии «Оскар» за фильм «Моя прекрасная леди», где его партнером стала Одри Хепберн. В гигантской бутылке содержался объем 64 обычных бутылок с качественным винтажным шампанским урожая 1959 года «Piper-Heidsieck Brut». Недавно Пайпер Хайдсик отметился новым дизайнерским ходом — в сотрудничестве с Christian Louboutin был выпущен ограниченный тираж подарочных наборов, в которых вместе с бутылкой вина шла изящная дамская туфелька с хрустальным каблучком. Такое приложение одновременно напоминало и о Золушке, и о романтической традиции пить шампанское из туфельки обожаемой дамы сердца. Цвета компании «Piper-Heidsieck» — золотой и красный. С помощью них и создается праздничный стиль, который присутствует как на этикетках, так и на рекламной продукции и на сайте дома. В Москве продукции с туфелькой найти вряд ли удастся, а вот обычное фирменное шампанское «Пайпер Хайдсик» найти можно, ведь оно выпускается партией в 5 миллионов бутылок ежегодно. Для такого уровня раскрученности у шампанского демократичная цена, «Piper-Heidsieck Brut» обойдется в 50 долларов.
Мумм (G.H. Mumm). Стиль этикетки данного шампанского запомнить легко — ее пересекает красная лента, которая является символом Почетного легиона. Такое украшение своему вину придал еще в XVIII веке один из первых владельцев дома шампанского. Благодаря этому, фирменный знак вина легко можно выделить на полках винных бутиков и в рекламных роликах, а также на воздушных шарах, которые так любит запускать компания с целью привлечения внимания. Считается, что «Мумм» — вино адреналина, путешествий и открытий, а также экстремального спорта. К тому же компания «G.H.MUMM» всегда выступала спонсором различных мероприятий, связанных с техническими прорывами и спортивными достижениями человека. Не случайно слоганом компании является «Смелость и стремление к необычайным открытиям». «Мумм» свой первый спонсорский проект осуществила еще в начале прошлого века — капитан Шарко окрестил свое судно «Ле Франсе», разбив о его борт бутылку «MUMM Cordon Rouge». Чуть позже, 14 июля 1904 года, капитан вместе со своей командой, находясь на льдине около Антарктиды, отметил шампанским День взятия Бастилии. При просмотре «Формулы-1» обратите внимание, каким именно шампанским поливают друг друга пилоты. Именно «Мумм» является официальным спонсором гонок, а недавно компании выпустила ограниченную серию «GH Mumm F1 box Limited Edition», ставшей частью коллекции шампанского «Формулы-1». Совсем недавно шампанское получило необычную художественную рекламную поддержку — на свет появились необыкновенные Мумм-шарики, которые по размерам как раз находятся посередине между воздушными шарами и пузырьками напитка. Сегодня «Мумм» — третий по объему выпускаемой продукции бренд шампанского. Ежегодно продукция дома расходится по 100 странам мира, выпускается около 8 миллионов бутылок. Да и уровень цен не отстает от конкурентов, в Москве стандартная бутылка «MUMM Cordon Rouge» обойдется не менее чем в 80 долларов.
Круг (Krug). Основными правилами дома шампанского «Круг» можно считать выдержку и качество. Упомянутый уже выше Роберт Паркер говорит: «Их строгая и очень консервативная политика выдерживания вина в течение многих лет перед выпуском его в продажу представляется почти несовместимой с темпами современного мира», но к счастью, это обеспечивает их высочайшее качество, зрелость и сложность". Этот производитель за количеством не гонится. Домом ежегодно выпускается всего около 100 тысяч бутылок, а ведь это в 300 раз меньше производства лидера — «Моэт и Шандон»! Компания имеет весьма ограниченную площадь собственных виноградников — всего около 20 гектар, зато она приобретает лучший виноград с других 56 гектар Шампани. Смесь ферментируют в маленьких деревянных бочонках, выдерживая напиток затем в бутылках не менее 6−8 лет. Это дает вину сложный, но узнаваемый вкус и способность в дальнейшем благородно стареть в бутылке. Считается, что именно у этого дома вина самые долгоиграющие, их качество со временем не ухудшается, а иногда даже наоборот, вкус становится еще лучше. Такие вина относятся к «поздней реализации», их можно выдерживать и 30, и 40 лет. Это дает прекрасную возможность делать в вино долгосрочные инвестиции. Роберт Паркер после дегустации шампанского «Круг» урожая 1947 года заявил, что это самое лучшее шампанское из тех, что он только пробовал. Такое вино просто не может быть дешевым, так недавно на аукционе в Гонконге была продана бутылка коллекционного «Круг» 1928 года за 21 200 долларов, тем самым сделав именно эту марку шампанского самой дорогой. Эксперт «Сотбис» Серена Сатклифф считает, что это шампанское — одно из лучших за всю историю виноделия. Пусть объемы выпуска «Круг» и небольшие, но найти его, постаравшись, можно и у нас. Стоит этот недешевый напиток от 400 до 800 долларов за бутылку.
Пол Роже (Pol Roger). Дом был основан Полом Роже еще в 1849 году, оставаясь до сих во владениях семьи, борясь с тенденциями слияний и поглощений крупными игроками более мелких. Сегодня предприятием руководят два правнука основателя, которые даже добились изменения своей фамилии и написания ее через дефис — Пол-Роже. Этот дом является одним из лучших в Шампани, производя известное по всему миру шампанское. Роберт Паркер, главный винный критик с восторгом отмечает: «Если и существует какое-то одно винтажное шампанское Brut, которое явно может претендовать на роль одного из величайших вин мира, то это — «Pol Roger». Винтажное вино обладает редким качеством — оно способно сохранять свои качества на протяжении 30 и даже более лет, чем не могут похвастаться даже некоторые знаменитые красные вина Бордо. Такой факт делает «Пол Роже» интересным для коллекционеров вин, а также выгодным объектом для надежных инвестиций. Именно «Пол Роже» являлся любимым шампанским сэра Уинстона Черчилля. Британский премьер как-то заявил: «Не могу жить без шампанского. После победы я его заслуживаю, а после поражения я в нем нуждаюсь». Надо сказать, что такое заявление относится именно к «Пол Роже», ведь ему Черчилль не изменял, оставаясь верным поклонником. Компания ценила своего важного клиента — вино ему поставлялось в уникальной таре, в специально изготавливаемых бутылочках в 1 имперскую пинту (около 0,57 литра). Напиток подавался Черчиллю дворецким в 11 утра, сразу после пробуждения политика. Позже в честь премьера фирма создала в своей линейке вин особую марку — «Cuvee Sir Winston Churchill». На изготовление нее идет виноград самых лучших сортов и годов. Роберт Паркет высоко оценивает и этот вид. Хотя предприятие и считается локальным семейным, оно поддерживает производство на уровне мировых лидеров. В год в продажу поступает около 1,5 миллионов бутылок шампанского. Цены тоже не отстают от конкурентов, в Москве «Pol Roger Cuvee Brut» стоит не менее 80 долларов, а «Pol Roger Cuvee Sir Winston Churchill» — уже от 150 долларов.
Боллинжер (Bollinger). Еще одним божественным вином Шампани является «Боллинжер». Не только Роберт Паркер, но и другие винные критики мирового уровня — Хью Джонсон, Дженсис Робинсон и другие, включают это шампанское в пятерку лучших по качеству наряду с «Dom Perignon», «Louis Roederer», «Pol Roger» и «Krug». Ценителями особенно выделяется марка «Bollinger Grande Anne» (Боллинжер Великого Года урожая), которая считается элитной маркой безупречного качества. Поклонники же шампанского, отдавая должное этому вкусу, помнят это вино еще и как любимый напиток Джеймса Бонда. Супершпион лениво потягивал Боллинжер с аристократическим видом чуть ли не в половине фильмов бондианы. Неудивительно, что накануне премьеры новой ленты о приключениях Джеймса с Дэниэлом Крэйгом в главной роли, компания Боллинжер решила закрепить ассоциацию «Бонд-Боллинжер», выпустив ограниченную серию шампанского в 207 бутылок. В стальной кейс формы пули с гравировкой «Bollinger 007» помещена бутылка «Bollinger Grande» 1999 года. Интересно, но история бренда перекликается со «Вдовой Клико». Так, в виноделии есть термин — «Знаменитые вдовы шампанского». Имена вдов Клико-Понсарден, Лоран-Перрье, Энрио и Поммери со временем стали торговыми марками, не стала исключением и Лили Боллинжер. Когда эта женщина овдовела в 42 года, всю свою энергию она направила на улучшение технологии производства шампанского, поддерживая традиции высокого качества, которыми восторгался еще Томас Джефферсон. Сегодня наследники дома Боллинжер следуют эти устоявшимся традициям. Еще в 1922 году фирма обнародовала «Хартию Этики и Качества», которой и следует поныне, пусть это и влияет на объемы производства. Зато это приносит свои плоды — сегодня спрос на элитное шампанское «Боллинжер» настолько превышает предложение, что напиток распространяется по странам лишь в соответствии с установленными производителем квотами. Ежегодно компанией производится около миллиона бутылок, что является серьезным показателем для семейной фирмы. Найти продукцию дома можно и в Москве, бутылка «Bollinger Special Cuvee Brut» стоит от 100 долларов, а «Bollinger Grande Annee» обойдется вдвое дороже. Коллекционный же образец в виде пули, расположенный в ящике общим весом в 22 килограмма, в Москве едва ли сыщется, а его цена находится на уровне 6 тысяч долларов.
Салон (Salon). Этот великий дом шампанского является к тому же самым маленьким. Все началось с 1 гектара виноградника, купленного в 1911 году Юджином Эме Салоном. Этот харизматический человек успел побывать учителем, продавцом и много еще кем. Сколотив в итоге миллионный капитал, Салон решил сделаться виноделом, создав напиток необычного вкуса. Мотивацию предпринимателя понять несложно — он обожал рестораны и являлся ценителем лучших французских вин. Салон понимал, что ему по силам создать совершенно уникальное вино с непревзойденным качеством и необычными свойствами. Юджин решил попробовать создать вино лишь на основе Шардоне и только лучших урожаев. В обычные же годы он делать вино не хотел вовсе. В 1921 году был основан дом «Салон», который до 2006 года выпустил всего лишь 36 миллезимных вин. Естественно, с самого начала такой подход создал напитку славу спутника роскоши, ведь он был редким, дорогим и очень престижным. Первые же винтажи создали шампанскому имя, в 20-е годы к тому же «Салон» являлся «вином заведения» легендарного ресторана Максим, где гуляла парижская знать. После смерти Салона его винодельческий бизнес перепродавался дважды, сегодня его хозяином является группа Laurent-Perrier. Новый владельцы стараются поддерживать марку «Салон», шампанское производится только из винограда лучших лет урожая. За последние тридцать лет в вино превращался лишь один из трех сборов. Качество вин «Салон» характеризуется Паркером как бесспорное, критик особо выделяет свой любимый винтаж урожая 1990 года. Естественно, объемы производства шампанского «Салон» невелики — около 50 тысяч бутылок, да и то не каждый год. Такое вино найти в Москве — большая редкость, хотя цена для него, как для эксклюзива, довольно невелика — от 400 долларов за бутылку