Почему Емеля поймал щуку?
Да, действительно, почему же именно ее?! Не карася, не окуня, не стерлядь, наконец. Но в названии статьи не один, а два вопроса. И первый из них: почему именно Емеля? Давайте поразмышляем над этим.
Жил-был лентяй: толком не работал, — неохота ему, видите ли; дерзил и грубил, невзирая на авторитеты (будь ты хоть генерал, хоть царь — ему всё одно), а вот подишь-ты! И армию вражескую победил, и царевну в жены заполучил…
Надо же ж было такому случиться, чтоб именно этому лежебоке нечесанному вон как подфартило. Какой непедагогичный пример для подрастающего поколения!
А может, все дело в случае? Что ж, может и так. А что такое случай? Это значит «с луча» или «из луча». Стало быть, удачно попал под благое излучение? Но ведь это ничего не объясняет. Хотя… Илья Муромец и подоле на печи лежал, правда, по другой причине.
Емеля, активно отрицающий любые социальные нормы, представляет собой типичного трикстера. О трикстере мы однажды уже немного говорили, так что ограничимся на этот раз самым кратким определением: трикстер — архаический персонаж ранней мифологии практически всех народов земли и в то же время — один из основополагающих персонажей человеческой культуры. Он отличается лукавством, импульсивностью, способностью к перевоплощению; выступает и творцом, и разрушителем; бывает обманщиком и жертвой обмана.
Такие персонажи в мировом фольклоре появляются в периоды социального напряжения, когда имеется потребность в изменениях общества. Это та ситуация, когда «форма» начинает довлеть над «содержанием», выросшим из ее рамок, и законопослушные граждане не в силах достичь преобразований, поскольку слишком «привязаны» к действующим нормам и структурам.
Вот и в сказке «По щучьему велению»: и с царевной неладно было (весь дворец слезами залила, горемычная: то ли просто каприза, то ли тошно ей в палатах монаршиих, то ли предчувствия томят…), и война надвигалась… Стало быть, понадобился трикстер. Но Емеля в этом качестве ведет себя не так, как Иван-царевич: и за тридевять земель не отправился, и со Змеем Горынычем не сразился… А успехи и подвиги его свершились благодаря говорящей щуке.
В чем же его собственная заслуга? Ну, во-первых, он сделал над собой усилие — отправился-таки за водой (помните, один из аспектов сказки про Репку? — Для того, чтоб тебя нашла удача, сделай шаг ей навстречу, посади хотя бы овощ, брось в землю зернышко-семечко).
Во-вторых, он ПОЙМАЛ щуку (она не сама к нему в ведро забралась).
В третьих, он сделал выбор между вариантами решения: съесть рыбу на обед или отпустить, поверив (т.е. рискнуть).
Вот теперь в самую пору поговорить о щуке. Эта рыбина присутствует во многих мифологиях народов мира, но об этом лучше побеседовать отдельно, а сейчас достаточно будет рассмотреть несколько аспектов символического значения ее в русской традиции.
Щука символизировала древнейшего первопредка, ее изображение либо высушенную челюсть издревле использовали в качестве оберега. Значит, можно говорить о помощи, пришедшей к Емеле от предков. Но за какие заслуги? Давайте заглянем в Словарь смыслов русского языка и прочитаем:
ЩУКА («Щу Къ») — это «воплощение чувственных образов души». Вот как, оказывается! Душа у Емели заговорила, потому и действия его, пусть и под флером бравады, обрели смысл, а стало быть, и силу. И волшебный заговор «по щучьему веленью», в этом случае переводится «по велению души».
Сверим с ритмо-фонетикой: Щ — означает щит, У — духовное, К — направление, А — первое, изначальное и к тому же — трансляцию открытого. Вот оно как выходит-то! Душа — защитница и проводница…
Если свести все значения воедино, а не выбирать одно предпочтительное, щука становится многозначным образом глубочайшего значения.
Теперь понятно, почему именно Емеля поймал именно щуку? И я вам желаю слушать и слышать голос своей души, от души желаю!