Экспрессионизм (произошло от фр. expression — выразительность) — модернистское течение в западноевропейском искусстве начале 20 века, возникло как отклик на острейший социальный кризис — 1-ю мировую войну. Идейной основой экспрессионизма стал протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства крушения надежд. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм.
Экспрессионизм развивался стремительно и хаотично. В первых работах, проделанных художниками в 1905—1909 гг. г. — нет четкой определенности, вектора направления. Ужас и паника охватывают умы деятелей модернистического направления. И они начинают творить: размыто, уродливо, апокалиптично. Картины буквально пропитаны бесприютностью, олицетворяют крушение мира, идею бесполезной борьбы. Осознание надвигающейся войны вызывает бурный всплеск эмоций.
Художники-бунтари «жесткой» рукой выводят проблемы времени на холст, прибегая к совершенно новым приемам. Происходит отказ от иллюзорности пространства, предметы и объекты насильно деформируются, как бы расползаются в плоскости. Все пропитывается трагическим мистицизмом. Нет веры в бога, веры в себя, веры в будущее. Все предрешено. Резкие краски в работах выводят из душевного равновесия, быстро возвращая в состояние уныния и пустоты. Картины пропитаны множеством беззвучных голосов. Крики о помощи, плачь о потере близких людей, исповедь перед смертью — все это можно с легкостью прочитать у художников-экспрессионистов.
Первый период развития экспрессионизма происходит в Германии (1905−19 012г.г.). Студенты архитектурного факультета в Дрездене создают самостоятельные группы единомышленников: «Мост» и «Синий всадник». Организация «Мост» поведала о себе на выставке, проводившейся в магазине ламп. Над ее созданием и выпуском работал союз талантливых авторов: Эрнст Людвиг Кирхнер, Куно Амье, Макс Пехштейн, Аксель Галлен и другие. В этот период за образец брались творения, создаваемые грубыми и тяжелыми мазками. Разрушались первозданные рамки предметов и объектов, все до ужаса вытягивалось и расщеплялось. Спустя шесть лет выставка была жестко воспринята в штыки и раскритикована. Искусство стало бок о бок сотрудничать с литературой, иллюстрировались романы русских и зарубежных писателей. Э. Хеккель взяв за основу произведение Ф.М. Достоевского «Идиот» изобразил встречу князя Мышкина и Рогожина, назвав сие творение «Двое мужчин за столом» (1912 год).
Объединение «Синий всадник» было организовано В. Кандинским и А. Явленским в качестве протеста «Мюнхенскому Сецессионизму» в 1909 году. Выступая за абстрактное искусство, авторы решили отказаться от грубой реальности, создать новый взгляд на нее. Ощущение приближающейся войны, смертельной опасности породило сильные и самостоятельные образы. Примером данных работ могут служить скульптуры «надломленной грации» Вильгельма Лембрука и Эрнста Барлаха.
Второй виток экспрессионизма возник на рубеже 1920−1930г.г. в Австрии и Германии. Очень четко стала прослеживаться уникальность художника-творца. Так П. Пикассо и М. Шагал — нашли себя в примитивизме. Ж. Руо и О. Кокошка — боролись над созданием мрачных образов, беспрестанно пугая зрителей и вызывая физический, практически животный страх. Г. Гросс и О. Дике более реалистично подошли к проблеме трагизма, оголяя духовные поиски и стремления. Все не просто старались, но и вносили существенные коррективы, создавая неповторимый узор. Бунтарские порывы художников не остались незамеченными, а экспрессионизм провозгласили самым ярким и судьбоносным течением в изобразительном искусстве.