Дадаизм (произошло от фр. dadaisme, dada — деревянная лошадка; в переносном смысле — бессвязный детский лепет) — модернистское литературно-художественное течение 1916−1922 годов, для которого характерны сознательный иррационализм и демонстративный антиэстетизм. Зародился во время Первой мировой войны в Цюрихе (Швейцария), как реакция на последствия войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Исходя из этого, дадаисты считали, что современную европейскую культуру необходимо уничтожить через разложение искусства. Самые известные дадаисты: Ханс Арп (1886−1966), Марсель Дюшан (1887−1968), Макс Эрнст (1891−1976), Филипп Супо (1897−1990), Тристан Тцара (1896−1963).
ДАДА в Цюрихе (1916−1919). Датой рождения этого движения считается 1916 год, года в цюрихском «Кабаре Вольтер» собрались вместе Гуго Балль, Рихард Гюльзенбек, Марсель Янко, Жан Арт и Тристан Тцара, придумавший название новому объединению и написавший «Манифест Дада». Главной формой самовыражения дадаистов стали различные акции — шумные вечерние представления, спланированные «события», мистифицирующие публику и провоцирующую ее на ответную реакцию. Помимо этого они использовали и традиционные методы пропаганды: издавали журнал «Дада», редактором которого был Балль, читали лекции, публиковали свои поэтические сочинения, многочисленные брошюры, написанные в форме речёвок и заклинаний. В 1917 г. Балль и Гюльзенбек, а годом позже и Тцара покинули группу. Она перестала существовать, уступив место берлинскому объединению.
ДАДА в Берлине (1981−1920). В 1917 году в Берлине организовалась группа дадаистов, которую возглавил Гюльзенбек. Деятельность этой группы имела ярко выраженную социально-критическую и антимилитаристскую направленность, поскольку в нее входили в основном художники, занимавшие по отношению к власти позицию открытой конфронтации — Георг Гросс, Джон Хартфильд, Хана Хёх, Иоганнес Баадер. Главными средствами художественного выражения стали памфлет, политический плакат, карикатура, фотомонтаж, листовка, в которых коммунистические и анархические идеи вытеснили спонтанный дух отрицания цюрихской группировки.
ДАДА в Ганновере (1919 — 1923). Движение в Ганновере связано исключительно с деятельностью голландца Курта Швиттерса, автора и создателя необычных мерц- произведений. Утверждая, что границы между видами в современном искусстве сглаживаются, что ведет к их полному исчезновению, Швиттерс выдвинул понятие «Мерц» как единое начало в искусстве, освобождающее художника от всяких оков и ведя его к творческому созиданию.
ДАДА в Кёльне (1919−1922). Ключевыми фигурами кёльнской группы, сформировавшими ее неповторимое лицо, стали художники Макс Эрнст и Жан Арп. Основной формой их деятельности стали представления, поставленные по цюрихскому образцу, и выставки. В 1920 г. состоялась самая скандальная в истории дада выставка, в помещение которой можно было пройти только через мужской туалет при кафе. В центре зала стояла девочка в библейских одеждах и читала непристойные стихи, а зрители могли во время просмотра крушить экспонаты, что отвечало концепции дада, отрицающей ценность искусства.
ДАДА в Нью-Йорке (1913- 1921). История американского дадаизма началась со скандально-известной выставки Армори-шоу 1913 года, на которой были представлены работы европейских мастеров Марселя Дюшана и Франсиса Пикабиа.
Пикабиа создавал фантастические конструкции, чьи названия и биомеханический вид были одновременно и гимном и приговором индустриальному обществу. Его работы оказали значительное влияние на Ж. Арпа и М.Эрнста. Дюшан прославился как автор концепции «ready made» (готовых объектов) — предметов промышленного и производства, художественной волей преобразованных в произведения искусства. Эта теория давала понять, что искусство — это идея, которая может быть заключена и в готовом предмете, а не только в создана художником или скульптором.
ДАДА в Париже (1919- 1924). В 1919 г. Дюшан и Пикабия знакомятся с Тцара и вместе перебрались в Париж, где влились в группу молодых поэтов и художников, сплотившихся вокруг Андре Бретона. Парижский период 1920—1922 гг. стал временем нового расцвета дадаизма — опять с проведением всевозможных шумных представлений, выставок, провозглашений разного рода заявлений и манифестов. Однако, внутри группы назревал конфликт: Бретона и его сторонников уже не устраивал скандал ради скандала и дух всеобщего отрицания. В его голове созревал план создания нового объединения с конкретно поставленными задачами и ясной перспективой. В 1923 г. произошел окончательный разрыв, приведший к появлению нового направления — сюрреализма. Дадаизм вынужден был отойти на второй план и постепенно сойти с художественной арены.
Мастера Дадаизма: Марсель Дюшан, Франсис Пикабиа, Жан Арп, Марк Эрнст, Курт Швиттерс, Хана Хёх, Рауль Хаусманн, Геогр Гросс, Джон Хартфильд.