7 великих русских крепостных
Этих людей можно было объединить, объясняя их общность огромным талантом и непреодолимым желанием творить. Однако связывает их вовсе не это — дело в том, что все они родились в семьях крепостных.
1. Андрей Воронихин
Да-да. Казанский собор в Санкт-Петербурге построил крепостной. Даже не так — потомственный крепостной.
Все члены семьи Воронихина были крепостными графа Александра Строганова — президента столичной Академии художеств. Будь граф лесопромышленником или праздным провинциальным барином — вряд ли мир бы узнал гениального архитектора Андрея Воронихина.
Но судьба сложилась так, а не иначе. В поместье Строгановых царило трепетное отношение к искусству. Приобщали к изящным наукам и крепостных. Способный мальчик, попавший в одну из иконописных мастерских, проявил необычайное старание, и граф отправил подмастерье в Москву на обучение к известнейшим архитекторам В.И. Баженову и М.Ф. Казакову. Возвратившись в Петербург, 26-летний юноша получил вольную и вместе с сыном графа поехал учиться за границу.
На протяжении нескольких лет Воронихин осваивал живопись и архитектуру в Швейцарии, Германии, Франции. Дни и ночи в библиотеках. Великое искусство Возрождения! Всё шло просто замечательно. Но тут случилась французская революция 1789 года! Куратор Воронихина и Строганова-младшего — Ромм стал одним из идеологов революции и вошёл в Конвент. Графу пришлось срочно отозвать юношей в Россию. И вовремя — любимый наставник вскоре потерял голову… на гильотине.
В России таланту Воронихина помогло развернуться прискорбное событие — пожар в особняке Строганова. Перестроить здание, возведённое по проекту великого Растрелли, граф поручил своему молодому протеже. Воронихину было чуть больше 30 лет. Опыта у архитектора не было, зато был талант, трудолюбие и честность. Этих качеств вполне хватило — Воронихина стали привлекать к строительству особняков и парковых ансамблей.
В 1799 году указом Павла I был объявлен конкурс на проект нового храма «в римском стиле» на Невском проспекте. В конкурсе принимали участие звёздные архитекторы — Камерон, Тома де Томон, Гонзаго. Но проект Воронихина, похожий на собор Святого Петра, победил.
Шаг за шагом, не переставая учиться и совершенствоваться, крепостной мальчик стал профессором архитектуры в Академии художеств и автором одного из самых значительных архитектурных сооружений Европы.
2. Петр Елисеевич Касаткин, его потомки и магазин Елисеевых
Елисеевский магазин, бывший синонимом рая на протяжении всей своей истории, назван так не в честь одного человека, но в честь династии. После революции в роду не осталось Елисеевых, но магазин остался Елисеевским.
Тем временем вся эта продуктовая роскошь началась с малого — с блюдечка земляники. Крепостной садовник Пётр Елисеевич Касаткин сумел в самый разгар суровой зимы вырастить в оранжерее летнюю ягоду и поднести её к рождественскому столу графа Шереметьева. Чудо? Несомненно! Ещё одним чудом стала вольная и 100 рублей — огромные деньги.
Приехав в Петербург, Касаткин все до единой копейки вложил в дело — накупил чудного продукта — апельсинов. С подносом на голове Пётр Елисеевич вышел на Невский и начал зазывать благородную публику:
«Кто не пожалеет копейку, чтобы порадовать даму апельсином?».
К вечеру апельсины были распроданы. Дело Елисеевых пошло! Через год Пётр смог выкупить троих детей и брата. Вскоре было открыто «Товарищество братьев Елисеевых» — сыновей Елисея.
Умный бизнес быстро дал результаты. Братья наняли торговые парусные суда для доставки в Петербург экзотических фруктов. Из тёплых стран — преимущественно Испании и Португалии торговцы завезли в город херес, мадеру и мальвазию. Вина произвели фурор! Магазин Елисеевых стал знаменит, а сами торговцы и их подросшие дети получили купеческий ранг.
В конце 19-го века уже после кончины Петра Елисеева, его брат Григорий Елисеев — бывший крепостной крестьянин, был действительным статским советником и гласным Думы.
Магазин, много лет принадлежащий одной семье, становился лучше день ото дня. Продавцам здесь платили отлично, но и спрашивали строго. Вне зависимости от того, бедный зашёл клиент или богатый, в Елисеевском магазине его обслуживали по высшему классу.
Увы, в 1917 году гастрономической империи пришёл конец. На месте Елисеевского магазина приветливо открыл двери к пустым полкам «Гастроном 1». За почти век граждане забыли, почему магазин назывался Елисеевским, хотя и не перестали так его называть.
А в самое голодное время ещё ходил анекдот: «Купец Елисеев возвращается в Ленинград с того света — посмотреть на свой магазин: «Все вроде бы на месте, только, помнится, у входа стояли бочки с красной и чёрной икрой, кому они, спрашивается, помешали?»
Сегодня Елисеевский магазин — достопримечательность Невского проспекта. Туристы не уходят из храма торговли без съестного сувенира. Но мало кто знает, что основатель империи — крепостной садовник.
3. Тарас Шевченко
Именем этого крепостного крестьянина назван университет, станция метро, театр и набережная. Трудно поверить, но поэт, художник и национальный герой — Тарас Шевченко действительно вышел из крепостных крестьян. Помещик Энгельгардт, которому принадлежала семья, заметил художественный дар юноши и отправил его на обучение в Петербург. К счастью, талант крепостного мальчика произвёл впечатление и на довольно влиятельных культурных деятелей того времени — Венецианова, Брюллова и Жуковского. Покровители попытались уговорить Энгельгардта отпустить Шевченко, но помещик ни в какую не соглашался подписывать вольную своему крепостному художнику. Брюллов так описывал хозяина молодого крепостного: «это самая крупная свинья в торжковских туфлях».
В конце концов Карл Брюллов написал портрет Жуковского и разыграл его в лотерею. На вырученные 2500 рублей Тарасу Шевченко была куплена вольная.
Свобода сделала своё дело. В 1840 году в Петербурге был издан первый сборник стихотворений Шевченко «Кобзарь», а вслед за тем опубликована поэма «Гайдамаки». Шевченко одинаково хорошо писал картины и стихи. Однако не всем пришлась по нраву его идеология. «Возмутительное содержание», «мнимые беды гетманского правления», «дерзкая клевета», «стихи вредные и опасные» — как только не склоняли ревнители творчество поэта.
Больше всего досталось ему за поэму «Сон», где сквозила неприкрытая сатира на императрицу. 33-летний Шевченко мгновенно подпал под рекрутский набор и был отправлен на задворки империи. Только после смерти Николая I опальный поэт попал под амнистию. Сегодня бывший крепостной считается одним из самых значительных фигур в российской литературной истории.
4. Семен Бадаев
Вам незнакомо это имя? Вполне возможно. Личность Семена Бадаева известна узкому кругу специалистов, а до нас дошли только его технологические подвиги. Речь идёт о легендарной бадаевской стали, в 19-м веке лучшей в мире по сочетанию вязкости и прочности.
В начале позапрошлого века на сталелитейных заводах ежегодно выпускалось до двух тысяч пудов бадаевской стали. Благодаря этому прочнейшему сплаву Россия надолго избавилась от импортной стальной зависимости. Станки, сельскохозяйственные машины, оружие и орудия, медицинские инструменты — всё это с середины 19-го века стали производить из бадаевского сплава.
Семен Бадаев — пример уникального таланта, абсолютного самоучки, которого из крепостной зависимости у помещика Рогозина выкупало правительство. За свободу гениального металлурга было заплачено 3000 рублей, сумма по тем временам огромная. Но свобода империи от импорта стали стоила гораздо дороже!
За выдающиеся достижения бывший крепостной был награждён золотой медалью на Владимирской ленте и удостоился офицерского чина. Однако регалии не остановили русского самородка — всю оставшуюся жизнь он проработал на Камско-Воткинском заводе, где искал ещё более совершенную формулу стали. Кстати, именно на этом заводе через 10 лет после смерти изобретателя было изготовлено одно из русских металлургических чудес — шпиль колокольни Собора Петра и Павла в Петропавловской крепости.
5. Михаил Щепкин
Вы не ошиблись — Щепкинское училище названо в честь крепостного. Бывшего крепостного. Основоположника русского реалистического театра, предшественника системы Станиславского.
Граф Гаврила Волькенштейн, которому принадлежала семья маленького Миши, был неравнодушен ко всякого рода действиям, поэтому организовал для забавы домашний театр. В одной из постановок — комедии «Вздорщина», сыгранной сплошь школярами, Миша Щепкин отличился так, что вместе с «труппой» был приглашён городничим для развлечения публики на свадьбе его дочери. Дело было в 1800 году.
Однако почти случайного опыта было недостаточно для того, чтобы талант смог развернуться в полную силу. Помогло же Щепкину раскрыться… пьянство. Дело в том, что Михаил грезил сценой и всё свободное время проводил в курском театре братьев Барсовых — чего он только не делал — и суфлировал, и переписывал роли, и подносил инвентарь. Однажды один из актёров запил, и роль досталась Михаилу Щепкину, прекрасно знавшему текст. Трезво оценивая шанс, юноша сыграл так, как будто от его роли зависит честь России. В некотором смысле так и произошло…
Молодого актёра заметили. Вскоре он уже играл в Харьковском, а после в Полтавском театре. Более того, специально для артиста-новатора, проживающего роль на сцене, пишутся пьесы и создаются образы. При этом, актёр остается крепостным. Только в 1822 году поклонники собрали внушительную сумму, чтобы купить для Михаила Щепкина вольную.
Уже свободным человеком Щепкин поступил в труппу московского Малого театра, где блестяще сыграл роли в спектаклях по пьесам Шекспира, Гоголя, Грибоедова. В народе театр, где играл Щепкин, так и называли — «Щепкинский дом».
6. Орест Кипренский
Если вы когда-нибудь учились в школе, вы прекрасно знаете Кипренского. Кипренский — автор самого известного портрета Пушкина. А ещё портретов Жуковского, Батюшкова, Давыдова, Оленина и других влиятельных особ начала XIX века. Вообще, Орест Кипренский считается самым ранним русским портретистом.
Как частенько случалось в те бесправные времена, помещик Дьяконов, особо не беспокоясь о последствиях, помог одной из своих крепостных крестьянок стать матерью. Маленького Ореста записали в семью крепостного Адама Швальбе, и отчество он получил Адамович. Фамилия была придумана в честь места жительства богини любви — Киприды. По другой версии Орест Адамович был крещён в Копорье, и Кипренский — трансформация этого топонима. Когда мальчику исполнилось шесть лет, он все же получил от биологического отца ценнейший подарок — свободу!
Вторым подарком от отца стало место в воспитательном отделении Академии художеств. Эту школу Кипренский окончил с золотой медалью и даже остался работать при Академии. С одной стороны — блестящий успешный художник с невероятным собственным чувством цвета, света, настроения, с другой — распущенный и страстный гуляка, невоздержанный в возлияниях — Кипренский был далёк от академизма и не воспринимался современниками как значительный деятель искусства. На длительное время художник был совершенно забыт. И только в начале ХХ века ценители искусства начали проявлять интерес к его работам.
На римском надгробии живописца написано «В память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников».
7. Прасковья Жемчугова
8-летняя крепостная девчушка Шереметьевых Параша Ковалёва так завораживающе пела, что потрясённые господа забрали её в свое имение в Кусково. Там «соловушка» обучалась танцам, музыке, языкам, сценическому мастерству, освоила арфу и клавесин. «Жемчужный» голос девушки подсказал графу и фамилию. Впрочем, всем остальным крестьянским артистам Шереметьев тоже давал драгоценные фамилии, от Гранатовых до Бирюзовых.
Первую роль Жемчугова сыграла в 11 лет, и к 17 годам была уже состоявшейся актрисой. Приехав в Петербург, граф представил своего «жаворонка» Павлу I. Получив величайшую протекцию, актриса стала весьма популярна в высшем свете, а в 1801 году Прасковья Жемчугова сделалась супругой Николая Шереметьева. Чтобы создать своей крепостной жене родословную, честолюбивый Шереметьев записал её в метрике как польскую княгиню Ковалевскую. И конечно дал вольную жене и всем её родственникам.
Самой знаменитой песней Жемчуговой, дошедшей до наших дней, считается автобиографическая поэтическая история встречи крепостной крестьянки с будущим мужем — песня «Вечор поздно из лесочку я коров домой гнала…». Два столетия песня была одной из любимейших в народе и сегодня её нередко можно услышать на фольклорных праздниках.