Мистика в жизни Николая Гоголя
1 апреля 1809 года родился писатель, слава которого не подвластна времени. Галерея его героев поражает художественной точностью. Одни из них берут взятки борзыми щенками, получают навар с мёртвых крепостных и опасаются «значительных лиц». Другие защищают законный порядок в Запорожье и тёмной украинской ночью, оседлав чёрта, летят за черевичками. В его книгах мы привычно ждём смеха, но между строк читаем «невидимые миру слёзы».
Фигура Николая Гоголя окружена ореолом мистики. «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно», — писал он.
Как возник замысел повести «Вий»?
Мать Николая Васильевича была женщиной очень набожной. Эксперты, изучавшие творчество писателя, единогласны во мнении, что страх перед загробной жизнью у Гоголя укоренился ещё в детстве. С этим страхом он не расставался всю жизнь и перенёс его в мистическую повесть «Вий». Писатель говорил, что он лишь записал народное предание, не изменив в нем ни единого слова. Однако позже литературоведы и фольклористы не нашли никаких упоминаний о легендах, которые хотя бы отдалённо напоминали сюжет гоголевской повести. Между тем, известно, что Николай Васильевич страдал нервным расстройством — слышал голоса, рассказывающие ему об ужасах загробного мира. Возможно, именно так возник замысел «Вия».
И всё же назвать Гоголя мистиком нельзя. Даже чёрт у него — фигура скорее комическая, как мы видим её в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
Вещие сны
Николай Гоголь свято верил в вещие сны. Возможно, его потряс эпизод из жизни отца. Будучи подростком, тот увидел во сне свою будущую невесту — соседскую девочку, которой не было и года. Василий Гоголь терпеливо ждал, пока она подрастёт, чтобы жениться на ней и исполнить явленное во сне предзнаменование.
Надо сказать, что тема сна лейтмотивом проходит через все произведения писателя. Для него это категория метафорическая. В поздних письмах, когда Гоголь повернётся к религии, он напишет о том, что Россия находится в «греховном сне», а воспрянув, она «покается и спасётся».
Николай Гоголь, как и отец, слышал голоса и страдал нервными припадками, после которых впадал в тяжёлую депрессию. Периоды небывалого душевного подъёма сменялись упадком. Эксперты расходятся во мнениях, какого рода расстройство было у писателя. Конечно, речь не идёт о шизофрении, но маниакально-депрессивный психоз вполне мог быть. Надо сказать, что во времена Гоголя о таком заболевании даже не знали.
Писатель опасался, что его примут за мёртвого и похоронят заживо, поэтому последние 11 лет жизни он всегда спал сидя. Своим друзьям он строго-настрого запретил погребать своё тело до тех пор, пока не явят себя признаки разложения.
Навсегда потерянный для нас шедевр
«Мёртвые души» Гоголем задумывались как трилогия. Над этим произведением он трудился больше 10 лет, постоянно переделывал уже написанные главы. Свой труд Николай Васильевич называл великим.
В ночь на 24 февраля 1852 года писатель вдруг сжигает второй том. На следующий день он скажет друзьям, что сделал это, повинуясь велению злого духа. Надо сказать, что примерно за месяц до этого Гоголем овладел неизъяснимый страх смерти, он бросил перо и проводил целые ночи в молитвах. Впрочем, среди некоторых экспертов бытует мнение, что таинственных голосов не было, а рукописи писатель сжёг случайно, перепутав с другими бумагами. После уничтожения «Мёртвых душ» Гоголь стал ограничивать себя в пище и сне, предпочитал уединение. 4 марта 1852 года он скончался.
Содержание второго тома «Мёртвых душ», великой поэмы Гоголя, увы, можно восстановить лишь частично — по сохранившимся черновикам и письмам Николая Васильевича.
Разворот к религии
Гоголь, страдающий тяжёлыми фобиями, отчаянно искал душевного равновесия. Неудивительно, что в последние годы жизни он искал спасения в православии. Достаточно взглянуть на публицистический сборник «Выбранные места из переписки с друзьями», чтобы понять, как изменилось мировоззрение писателя.
Это настоящая проповедь в суровом морализаторском тоне. Современники были разочарованы: своим новым произведением Гоголь будто отрицал всё, что сделал раньше. Будто и не было гениальной прозы, в которой осмеивались пороки общества. Особенно рьяно Николая Васильевича обвинял Виссарион Белинский. Он недоумевал, как «мыслящий человек» мог встать на путь мистицизма.
Таинственная смерть великого писателя
Мистика сопровождала всю жизнь литератора. Она не покинула его и после смерти. Вообще, кончина Николая Васильевича окутана множеством легенд. Гоголь больше всего боялся, что его похоронят живым: бывало, он падал в продолжительные обмороки (которые нередко путают с летаргическим сном). Страхи писателя породили слухи о том, что он был похоронен заживо и умер от недостатка кислорода в могиле.
Специалисты живо опровергли эти слухи, однако дальнейшие события лишь способствовали их распространению. Писателя похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря, в 1931 году останки были перезахоронены на Новодевичьем кладбище. Советский писатель Владимир Лидин, присутствовавший при эксгумации, заявил, что в могиле не было черепа. Кроме того, крышка гроба внутри якобы была расцарапана. Впрочем, другие свидетели перезахоронения эти сведения опровергли. Однако сообщили о мародёрстве — кто-то отрезал кусок сюртука покойного, кто-то стащил ребро и сапог.
Какой бы загадочной не показалась нам жизнь писателя, неоспоримо одно: он внёс неоценимый вклад в русскую литературу, задав ей новый вектор развития.