Новый Завет со всею силою противопоставляется старому, вся Нагорная проповедь построена на этой противоположности, постоянно повторяемой:
«вы слышали, что сказано древним… а Я говорю вам…» Праведности фарисеев
и книжников (еврейских ученых и учителей жизни, иудеев по вере) противопоставляется другая, более высокая праведность — «закон и пророки до Иоанна — отныне Царствие Божие возвещается» (Иоанн — пророк, возвестивший о приходе Иисуса, Лк. 16:16). Или как говорит Ап. Павел: «старое прошло, все новое». Отсюда отчетливо видно, что Новый Завет дан всем народам, не только еврейскому, который кстати, остался в большей своей части иудейской веры. («Еврейский след» русским свойственно искать везде и часто христианство некоторые русские относят к «еврейской выдумке». Это абсолютно не так и отрицается самим названием «Новый завет», в отличие от «Ветхого», данного действительно только евреям. Более того, именно еврейский народ распял Христа по своему закону, что «кричит открытым текстом» об отсутствии особого права евреев на христианское учение.
Уместно дать забавный случай, происшедший с одним русским философом. «Однажды Пунин, придя к Карсавину, сказал: — «Нас всех зачислили в евреи. Нашего молодого человека за то, что он ходит к Галкину. Меня за то, что я получаю много посылок. А вас за то, что вы общаетесь с нами. Кроме того, находят, что у вас внешность, похожая на палестинскую». — «У меня внешность уж скорее греческая, — сказал Карсавин, — семитический тип совсем другой. Впрочем, русским свойственно подозревать друг друга в еврействе».)
Христос показал, что старый закон может противоречить любви, и потому сам с учениками своими на каждом шагу нарушал его, утверждая, что «не человек для субботы, а суббота для человека», он нарушал посты, присутствовал на пирах, пил вино, общался со всеми, кто оказывался рядом — и то же делали и его ученики. Новый Завет во имя любви, не ради беззакония, а во имя любви вещает о нарушении закона, заявляя инстанцию стоящую над законом — Веру. Законом спастись нельзя, но уверовавший во Христа спасется. Тем не менее все, что может пригодится из старого для Царства Небесного, Христом не отметается, истина в словах:
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. (Мф., 5)