Города уже веками свидетельствуют о том, чего смогла добиться цивилизация. Именно они показывают, чего смогло добиться человечество. Пока люди жили в пещерах и только-только мастерили каменные топоры, о городах и речи быть не могло. С развитием науки и техники человек уже научился создавать себе жилища, объединяясь с себе подобными.
В своих городах люди проявляют все свое мастерство, воображение и желание быть успешными. Там люди могут в полной мере реализовать свои социальные желания и создавать величайшие творения цивилизации. Среди ее жемчужин уже можно смело упоминать Париж, Лондон, Нью-Йорк, Рим…
Однако часто люди хотели создать совершенно фантастические города, которые бы выделялись даже среди самых лучших. Эффективность между тем часто превращалась в несбыточные грезы. Некоторые города, задуманные стать великими, так и не были построены. Но побывать в них можно виртуально, представив, какими бы они могли стать.
Донгтан. Строительство этого города началось в Китае в 2005 году, но совсем недавно стало известно о закрытии проекта. Результат можно назвать ожидаемым, так как в бурно растущей стране с экологическими проблемами вдруг решили создать эко-город. Создавать его решили на острове посреди реки Янцзы площадью в два Манхеттена и неподалеку от Шанхая. У Донгтана была красивая идея — создать иной уровень взаимодействия человека и природы. Ведь массовый отток сельчан в города превратился для Китая в большую проблему — ухудшилась экология. Вот в стране и стали появляться проекты новых городов, которые помогли бы сохранить природу. Самым известным и амбициозным из них и стал Донгтан. Согласно планам город должен был обеспечивать себя электроэнергией самостоятельно. Для этого должны были использоваться исключительно природные источники — солнце, ветер, биотопливо. Весь немногочисленный общественный транспорт должен был также стать экологически чистым, работая на водородном топливе. Здесь было бы модным ездить на велосипеде или передвигаться пешком. По плану к 2010 году первая часть города должны была быть открыта, там жило бы уже 10 тысяч человек. К 2050 году население должно было уже составлять полмиллиона. Город мог бы стать моделью «зеленого» общества для всего мира, но неожиданно возникли проблемы. Непонятно было, как именно другие города отнесутся ко льготам, предоставляемым Донгтану. Да и стоимость строительства в 1,3 миллиарда отпугивала власти. Решающей каплей стал арест мэра Шанхая, самого главного сторонника проекта, за мошенничество. Город остался без финансирования, планы быстро оказались похороненными в музеях, да архитекторских бюро. Так Азия осталась без зеленого города будущего.
Тритон-сити. Всю свою жизнь Бакминстер Фуллер задавался вопросами долгосрочного выживания человечества на Земле. Этот ученый и философ смотрел далеко в будущее, напоминая, что надо беречь окружающую среду. В 1960 Фуллер представил амбициозный и смелый проект. Он придумал создание огромного города Тритон. Это плавающее утопичное создание должно было вместить в себя 5000 человек. Целью создания такого гигантского города на воде было поощрение людей в их бережном отношении к имеющимся природным ресурсам и экономии электроэнергии. Правительство Японии даже уполномочило ученого спроектировать этот плавающий город в водах Токийского залива. Идеи Тритона заинтересовали даже отдел городского развития США, которые поддержали эту задумку. Согласно проекта город был полностью защищен от цунами, необходимая для жизни вода получалась с помощью опреснения. Каждый житель получал свое личное пространство, которое оснащалось необходимой звукоизоляцией для полного комфорта. Город должен был получить все необходимое для полноценной жизни — зоны развлечения и отдыха, образовательные учреждения. Фуллер рассчитал, что низкие расходы на обслуживание Тритона неминуемо приведут к высокому уровню жизни в городе. Проект рассмотрел и американский флот. Затем в размещении уникального города у своих берегов проявил заинтересованность Балтимор. Но в это время некстати произошла смена власти в городе и в стране, что привело к приостановке проекта. Так его никогда и не реализовали. Сегодня люди все же создали некоторые составляющие Тритона — в Осаке был воздвигнут аэропорт на искусственном острове Кэнсэй. Однако все это лишь мелочи по сравнению с тем, каким должен был стать фантастический город-остров.
Броадакр. Работу над этим городом первым начал вести Франк Ллойд Райт в 1934 году. Этот архитектор заслужил славу одного из самых известных в истории человечества. Неудивительно, что он задумывался о новаторских подходах в вопросах создании жилья. Броадакр должен был стать городом, построенным «с нуля». Главная идея проекта состояла в совмещении традиционного городского образа с сельскохозяйственным направлением. Архитектор хотел, чтобы каждый житель обладал собственный фиговым деревом и виноградной лозой, а все необходимые фрукты и овощи выращивались прямо около дома на личном земельном наделе. Это должно привести к равенству всех социальных классов. Любая централизация Райтом попросту отвергалась, именно поэтому по проекту город должен был стать просторным, широким и растянутым. Такое строение заметно отличало бы Броадакр от других городов. Здесь заводы, офисы и дома должны были отделяться друг от друга большими парками с ухоженными полянами и деревьями. Неслучайно сам проект назывался «город широкого простора». Главным условием существования города должна была стать чистота. Архитектор считал, что в Броадакре должна существовать только легкая промышленность, никаких коммуникаций наружу быть не должно — все надо было закопать в землю. Но такой смелый проект сразу же обрел множество противников. Градостроители посчитали невозможным минимальное использование транспорта. В итоге мечты Райта так и остались несбыточными. Напоминанием о фантастическом городе могут послужить разве что пригородные сообщества, многочисленные на планете.
Мир Диснея. На самом деле это не совсем город в привычном его смысле. Однако любой, кто побывал на территории Диснея, скажет, что это настоящее государство, живущее по собственным правилам. Между тем многие проекты Диснея так и остались нереализованными или частично созданными в различных частях света. К примеру, так и не появился тут парк мифов, в котором находились бы герои Древней Греции и Рима. Хотелось бы посмотреть на порт Диснея, американской версии токийского DisneySea. Нет тут и парков с разнообразными интересными тематиками — средиземноморья, Персии, Венеции или Азии. Многие мечтали о создании в Вирджинии патриотического парка Дисней Америка. Хотя в парижском филиале и были реализованы некоторые идеи Жюля Верна, в целом мир приключений в духе этого автора так и остался лишь проектом. Дети ждут и темного королевства. В этом мире теней можно было найти главных злодеев из мультфильмов. Ведь если волшебное королевство добра, почему бы не появиться его противоположности? В Токио так и не построенным остался мир современных технологий. Там планировалось представить детям и взрослым все последние открытия в области науки и техники, можно было бы представить город будущего. В Северной Калифорнии не было создано царство снега. Лыжный рай в виде ледниковой долины остался лишь на бумаге. Как видно у парков развлечений Диснея было множество проектов, так и не построенных. Они остались лишь в планах, не родившись по множеству причин. А ведь фантастический город-сказка мог бы стать еще интереснее!
Сламлесс. Этот город понравился бы далеко не всем. Ведь планировалось, что в нем не будет табачного дыма! Родоначальником движения за создание города-сада стал сэр Эбенезер Говард. Он придумал, что такие места должны стать место для отдыха в естественной природной среде, в отдалении от надоевшей пыли, грязи, смога промышленных городов. Говард лично возглавил создание нескольких таких городов-садов в Англии. Но главной идеей энтузиаста был Сламлесс. В этом городе вообще не должно было быть табачного дыма. Увы, но эта идея так и не воплотилась в жизнь. Интересный проект был представлен в виде диаграммы, нарисованной вручную. Разобраться в нем непросто, но вполне можно даже непосвященному человеку. Внутри большого круга находится главный город, а вокруг него располагаются шесть небольших городов-садов. Вокруг каждого из них есть водный канал. Все шесть рукотворных рек соединены с одной большой. Также есть и прямые каналы, которые проходят сквозь города-сады. Все водные рукава сходятся в центральном городе. Вдоль каналов проложены еще и железные дороги. Именно по ним и планировалось осуществлять сообщение между городами. Говард даже спланировал постройку ферма, бассейнов, образовательного колледжа с уклоном на сельское хозяйство, кладбища, психбольницы и уюта для бездомных. Но проект не получил никакой финансовой поддержки, так и оставшись картинкой на бумаге.
Калифорния. Да, такой штат и местность реально существуют. Но вот город с таким названием, в запланированном изначально виде, так и остался мечтой. Ее создал Нэт Мендельсон, который работал архитектором. Он мечтал создать город, не менее великолепный, чем Лос-Анджелес. Для своего проекта Нэт решил задействовать в самом центре Калифорнийской пустыни площадь в 320 квадратных километров. Там планировалось создать громадный парк с искусственным озером. Сейчас на плоды работы Мендельсона можно посмотреть, кажется даже, что он практически достиг задуманного. Только вот в городе нет главного — домов. Место оказалось заброшенным, с сотнями пустынных перекрестком и улиц. Если посмотреть на город сверху, то он будет похож на какие-то магические круги, отчего-то появившиеся посередине пустыни. Мендельсон основывался на идее, популярной у большинства застройщиков того времени. Он хотел купить большой участок земли, поделить его на участки и продать семьям в частное владение. Но план провалился, в результате за полвека улицы так и не наполнились жизнью. Ведь архитектор не учел множества проблем, сопутствующих возведение города в этом месте. Одной из самых главных стала довольно высокие требования к покупателям и выставленная цена на землю. К тому же в пустыни часто случались песчаные бури, что также отпугнуло потенциальных клиентов. Правда, город нельзя считать уж совсем безлюдным. Сегодня в нем проживает около 14 тысяч человек. Но занимают они лишь крохотную часть этого огромного лабиринта в пустыни. Увы, но город Калифорния так и не смог сравниться в своем величии с Лос-Анджелесом, как этого хотел Мендельсон.
Экспериментальный город Миннесота. Результатом дружбы университета Миннесоты и Федерального правительства США стало появление этого необычного города в 1960 году. Планировалось, что здесь смогут проводить свои опыты и оценки городские эксперты. Само название города предполагает, что здесь будут реализованы некоторые экспериментальные опыты, которые доселе не проводились в таких масштабах. В городе должно было бы проживать четверть миллиона людей. Он должен был занять открытую местность — парки, фермы, дикие поля. Вымощенной должна была стать лишь 1/6 от всей площади города, а часть его вообще планировалось спрятать под геодезический купол. Согласно планам в Миннесоте не должно было быть автомобилей — их следовало оставлять на стоянках за пределами зоны опытов. Попасть в центр города можно было бы на перемещающихся дорожках. Такая система автоматизированного шоссе выглядела весьма передовой. Но главным отличием города от остальных являлось полное отсутствие в нем школ! Создатели города считали. Что полезной окажется практика непрерывного самообразования в течении всей жизни. Каждый должен одновременно являться и учеником, и учителем. А самым лучшим образованием должны были стать социальные контакты, общение, участие в группах, клубах, да и просто наблюдение. Но инновационному проекту не суждено было состояться из-за проблем с финансированием, а также усложненной логистикой.
Новая столица мира Welthauptstadt. Гитлер планировал, что гордостью Третьего Рейха должен стать город Welthauptstadt. Гордец-диктатор полагал, что именно Германии отведена роль европейского и даже мирового центра. Новая столица должна была появиться на месте перестроенного Берлина. Планы о начале масштабной реконструкции могли начаться еще даже до начала Второй мировой войны. Цель Гитлера была проста — новый город должен был затмить по своему блеску и качеству жизни такое мировые центры, как Париж, Лондон, Нью-Йорк. Согласно масштабным планам в городе должен был появиться стадион на 400 тысяч человек. Огромная канцелярия должна была получить зал в два раза длиннее Версальского дворца. Триумфальная арка в столице должна была намного превысить аналогичную в Париже. Величественное здание правительство должно было появиться на гигантской же открытой площади. В центре нового города должен был возвышаться Народный Зал Volkshalle. Это здание должно было быть построено в виде купола, а участие в его проектировании принимал лично Гитлер. Если бы проекту Зала было бы суждено воплотиться, то это было бы на сегодня наибольшее замкнутое пространство в мире. Хотя война и началась раньше, чем могло начаться само строительство, к тому моменту все технические аспекты уже были решены, а необходимая земля закуплена. По плану Гитлера его завоевания должны были быстро закончиться, а вместе с ними закончиться о строительство его города Welthauptstadt к 1950 году. Но крушение режима нацистов советскими и союзническими войсками свели на «нет» все планы Гитлера по созданию великого города.
Безумие Стюарда. Когда Америка приобрела Аляску у России госсекретарю США Уильяму Стюарду в голову пришла оригинальная идея. Он решил создать новый город прямо через залив. Проект назвали «Безумием Стюарда» именно в честь его создателя. Новый город должен был стать неповторимым и уникальным, не походим ни на что иное. Город решено было покрыто огромным куполом из стекла. Такое решение позволило бы полностью управлять местным климатом. В городе должно было разместиться 400 тысяч человек, в нем нашлось бы место для школ, спортивных арен, аллей и нефтяного центра. Даже проблему транспорта предполагалось решить инновационно. Люди должны были передвигаться на движущихся пешеходных дорожках, а попасть в соседний Анкоридж можно было бы на воздушной канатной дороге. Чтобы люди ощущали открытое пространство, в куполе планировалось создать большие окна, при этом контроль климата оставался бы неизменным. Никаких автомобилей здесь бы не было, ведь город — место для жизни людей, а не автомобилей. Необходимую для существования электроэнергию планировалось добывать с помощью природного газа. В перспективе Стюард даже мечтал пустить под заливом еще и метро. Однако проект провалился — ведь в нем никак не были предусмотрены вопросы арендных платежей за землю. Да и с практический точки зрения он был слишком уж фантастичен.
Хмельной город. И эта идея вовсе не шутка, придуманная лишь для привлечения внимания. Около полувека назад один мужчина создал такую мечту, после чего упорно боролся за ее воплощение. Он придумал некий курортный городок, который живет только культурой питься. Алкоголь здесь должен стать самым любимым и почитаемым напитком. Стоит ли удивляться, что сам создатель, Мэл Джонсон, любил выпить? В своей молодости он объездил весь мир, побывав в Дублине, Гаване, Барселоне, Париже, Новом Орлеане, Нью-Йорке и Рио-де-Жанейро. Но своего места мужчина найти не мог, ему постоянно чего-то не хватало. При этом он был достаточно образован, закончил Гарвард и одно время прослужил в армии. После окончания Второй мировой войны идея создания Хмельного города окончательно сформировалось в голове Джонсона. Там было бы множество ночных клубов и баров, но все они имели бы свою тематику. Джонсон был дотошен к деталям, вот и изложил подробно все свои мечты. Даже названия улиц в городе были бы так или иначе связаны с алкоголем — Бульвар Бурбона, переулок Джина и улица Похмелья. Чтобы подвыпивших людей было легче доставлять до дома или очередного бара, планировалось создать электрическую транспортную систему в виде движущегося тротуара. Практически весь алкоголь Джонсон хотел производить в самом же городе, это было бы очень доходным шагом. Ведь бары и винные лавки должны были работать круглосуточно каждый день. В Хмельном городе должны были быть сняты какие-либо ограничения на употребление алкоголя, в том числе в банках и церквях. Город должен был ввести собственную валюту — хмельные деньги. Местная же полиция должна была не наказывать пьющих людей, а наоборот, помогать им. Джонсон решил, что такое место непременно должно обзавестись и собственной службой новостей. Постоянными жителями Хмельного города должны были стать безответственные артисты и художники, а вот детям даже вход сюда надо запретить. В центре города планировалось возвести высокое здание в виде стакана с мартини. Там Джонсон запланировал расположить свое жилище и штаб. Даже территорию для начала строительство энтузиаст уже выбрал. После смерти своего отца Джонсон получил в наследство довольно приличную сумму. Но даже этого было недостаточного для старта проекта. В итоге Джонсон стал вести активную рекламную компанию, рекламирую будущий город. Он раздавал прохожим листовки с эмблемой будущей алкогольной столицы, стал выпускать пакеты и спички с соответствующей символикой. Порой Джонсон приходил к мысли, что вот теперь денег у него достаточно и назначал предварительную дату открытия города. Но большинство попросту не восприняло всерьез идеи алкоголика-мечтателя. Пресса же вовсю посмеивалась над такими планами, еще и остро критикуя их. В итоге мечта Джонсона окончательно развалилась, а сам он был госпитализирован со всеми признаками шизофрении. Вскоре идеолог Хмельного города и умер.