"В заколдованных болотах там кикиморы живут,-
Защекочут до икоты и на дно уволокут.
Будь ты конный, будь ты пеший - заграбастают,
А уж лешие так по лесу и шастают." ( Владимир Семёнович Высоцкий)
Лесные и домашние духи
Есть ли у Домового семья?
У каждого дома, как известно, есть свой особенный, неповторимый дух. Также, согласно славянским поверьям, в доме обязательно должен быть свой домовой, ведь дом без него — сирота. Домовым (или Хозяином, Доможилом, Суседко) называют весёлого духа, который оберегает домашний очаг от всяких бед. Обычно он воплощён в образе маленького человечка, чаще всего — старичка в яркой рубахе. Домовой очень любит домашние хлопоты, он бережно относится к вещам и просто обожает различные яркие мелочи — пуговицы, ленты, кусочки ткани.
Оказывается, домовой поселяется в жилище человека не один, у него есть супруга — Домовиха или Домаха, которая больше всего любит следить за хозяйкой очага — вкусно ли та сварила кашу и красивую ли она сшила рубашку мужу. Так же в семье домовых есть дети — Домани, именно они любят пошалить и поиграть с вещами хозяев дома.
Домовые по праву считаются хранителями домашнего очага, они помогают семье в трудностях, известны случаи, когда домовые предотвращали супружеские измены. Очень уж эти существа не любят скандалы. Так же известно, что домовые могут предсказать будущее или предостеречь хозяев от беды.
Домового невозможно увидеть таким, какой он есть на самом деле. Когда он хочет что-то сказать человеку, чаще всего принимает облик кого-то из близкого окружения. Вообще, домовые добрые по своей натуре существа, однако характер у него достаточно сложный. Поэтому если домовой обиделся, то его стоит задобрить — оставить кусочек хлеба, предложить кашу или оставить на видном месте яркую пуговичку. Домовой задобрится.
Кто такая Дрёма?
Дрёмой славяне называли дух сновидений. Маленький человечек, девушка, старушка — всё это разные образы Дрёмы. У неё тихий ласковый голос и мягкие руки. Согласно поверьям, Дрёма начинает ходить возле дома с приходом сумерек, а после проникает в дом.
Дрёма очень любит маленьких детей, заботиться о том, чтобы они спокойно и сладко спали. Она может подоткнуть одеяло или погладить по волосам, если ребёнок беспокоится во сне. А вот на взрослых людей Дрёма может наслать кошмарные сны, этот дух не отличается любовью к взрослым обитателям дома.
Упоминание о Дрёме можно найти в русских народных колыбельных, в которых пишется, как она сначала бредёт по полу, а потом залезает в кроватку ребёнка и обнимает его, чтобы тот крепче спал.
Дух зеркала, Повелительница Зазеркалья
Оказывается, не только домовой обитает в наших домах. Даже у зеркал есть свои владычицы — их называют Зеркалицами. Зеркалица — дух отражений и зеркал, она может отворить двери в иной мир. Зеркалица очень привязана к дому и его обитателям, поэтому смерть одного из членов семьи — и для неё горе тоже. По этой причине пока покойник находится дома, все зеркала следует завесить тканью — ведь Зеркалица, скучая по покойному, будет показывать его отражение. А это зрелище не из приятных.
Хозяйка зеркал любит забавляться тем, что по ночам повторяет многое из того, что она видела в течение дня. Именно по этой причине не советуют смотреть в зеркало ночью. Зеркалицу очень радуют моменты, когда её зеркало пускает солнечных зайцев. Считают, что тогда она может увидеть весь мир.
В истории известен случай (времён правления Петра Великого), когда Зеркалица показала родственникам усопшего всю его жизнь — от момента рождения до минуты смерти. При всем этом Зеркалица является добрым духом, и не переносит нечистую силу. Поэтому, согласно поверьям, колдуны и вампиры не отражаются в зеркалах.
Овинник
Овинник — дух, живущий на гумнах. В старину крестьяне сушили снопы в специальных постройках, которые назывались гумнами или овином. Именно там обитал дух, больше походивший на большого чёрного кота с горящими как угли глазами. Овинник следил за порядком в овине, наказывал провинившихся людей, а иногда, когда очень сильно сердился, сам мог поджечь овин. Овинник вообще считался самым «несговорчивым» домашним духом, его было нелегко задобрить, и лучше было бы не злить. Овинник умел хлопать в ладоши и жутко хохотать — особенно, когда наказывал плохого хозяина за провинность.
Кроме того, неопытные родители могли попросить у Овинника помощи, когда младенец страдал ночницей или криксой, и дух мог дать спокойный сон ребёнку.
Догода
Кто повелевает погодой? Из всего пантеона древнеславянских богов за состояние погоды и ветра отвечал румяный русоволосый юноша с венком из васильков — Догода.
В старинных песенках Догоду величают не иначе, как «солнышко», «пригожий голубочек» и просят у него погожие дни для того, чтобы убрать урожай вовремя. Догода обладает весёлым и лёгким нравом. Он, в отличие от других божеств, не требует кровавых жертв. Существует мнение, что в храмах, которые были ему посвящены, проводились исключительно увеселительные мероприятия с песнями и танцами. Пожалуй, Догода — один из самых добродушных и исключительно положительный персонаж. Его так же называли богом весеннего времени, он олицетворял юность, нежность и весну.
Банник
Банный дух — Банник. Если в доме полагается жить домовому, а в овине — овиннику, то полновластным хозяином бани испокон веку считался Банник. Так же его называют Баенником, Банным, Байником. Банника чаще всего описывают злым старичком, одеждой которому служат листья из банного веника. Несмотря на то, что ростом он мал, силы у него предостаточно. Кроме того рассказывают о его длинной бороде, которая вся покрыта плесенью.
Живёт Банник за каменкой, чаще всего под полком. Он почти всегда имеет мужскую ипостась, а избранницами Банников чаще всего становятся Кикиморы. Банник — злой дух, поэтому люди предпочитали его не злить, так как знали, что он и без повода готов к разного рода вредительству. Если кто-то из моющихся падал в обморок, или происходил несчастный случай, то «авторство» обычно приписывали именно Баннику. Обжигать кипятком или кидать горячие камни — его любимое развлечение. Бытовало мнение, что даже затащить в печку — для него не проблема.
Кроме того, Банник легко может навести угар на не понравившихся ему посетителей бани. Плохой приметой считалось идти в баню к «четвёртому пару», потому что этот пар Банник считал своим. Он в принципе очень ревностно относится к своим владениям и недолюбливает людей, а в четвёртый пар вообще может накинуться и зашпарить. В случае нападения Банника, следовало убегать не как попало, а задом наперёд — в таком случае ему не достать свою жертву.
Разозлить Банника очень легко, например, если подгонять друг друга в бане. И если уж так получилось, что Банник крайне сердит, следует немедленно покинуть баню и вызвать на помощь Домового или Овинника. Знающие обо всем этом люди стараются жить по правилам Банника, чтобы он не задумал коварную месть. А если постараться, то с ним и поладить можно: оставить хороший пар, тазик воды, хороший веник. Иногда оставляют угощение — ржаной хлеб с солью.
Водяной
Хозяином вод в славянской мифологии всегда считался Водяной. Он обитает на дне, командует водными жителями, в том числе и русалками, а так же пасёт стада своих коров — рыб. Водяного можно встретить в омутах, однако он не гнушается и житьем-бытьем под водяной мельницей. В старину вообще считали, что мельники имеют связь с водяными, и, соответственно, со всей нечистой силой.
В принципе, Водяной по своей сущности не агрессивный дух, но затащить к себе в царство зазевавшегося человека — это ему раз плюнуть. Делает он это исключительно с целью поразвлечь себя. Чаще всего Водяной предстает в образе старика — всенепременно голо, с выпученными глазами и рыбьим хвостом. Борода и усы опутаны тиной, и отливают зелёным цветом. В некоторых случаях он может обернуться кем угодно — либо рыбой невероятных размеров, либо человеком. Когда Водяной злится, он может разрушить запруды, в таких случаях приносят в жертву животное, дабы смягчить его гнев.
Существуют суеверия и приметы по поводу водяного — разлив из рек начинается, когда ему становится душно под коркой льда, он начинает его ломать и вода разливается.
Водянихи, водяницы — всё это жёны Водяного. Они большие любительницы повредничать — рвать сети, портить мельничные жернова.
Леший
Лесной дух-оборотень. Несомненно, одним из наиболее известных персонажей мифологии славян считается Леший — лесной дух. Леший — обитатель леса, особенно его привлекают ельники.
На самом деле внешний вид Лешего очень похож на человеческий: он так же одет — кафтан, кушак, однако его легко вычислить по перепутанной обуви. А если присмотреться, то можно заметить ещё ряд отличительных признаков, выдающих его истинный образ. У Лешего нет правого уха, волосы обычно имею пробор налево, его зелёные глаза горят, словно угли. Лешему очень легко удаётся обернуться кем угодно — растением или животным, пнём или птицей.
В лесу он хозяин, и всё подчиняется его правилам. Он очень любит петь и делает это довольно громко, ходит по лесам с очень большой скоростью. Так же лешие умеют имитировать голоса человека, нередко заводя ауканьем в чащобы неумелых путников. А вот к соседям он относится уважительно — будь то полевик (повелитель полей) или домовой. В иные деревни он вообще предпочитает не захаживать — известно, что Леший боится чёрных петухов, трёхцветных кошек и «четырёхглазых» собак. Поэтому поселения с такими обитателями он предпочитает обходит стороной.
Лешие не имеют цели причинить человеку какой-то вред, они скорее шутят, просто шутки их получаются злые и грубые — то заведут человека в топь, то туман в глаза напустят. Впрочем, от морока человеку легко избавиться — достаточно знать и прочитать молитву, или поменять местами обувь на правой и левой ногах.
Однако в день на Ерофея-мученика в лес ходить не стоит — лешие бесятся, и ничто их не берёт, тогда они могут причинить настоящий вред и даже погубить человека. В деревнях бытует мнение, что Лешие неравнодушны к женскому полу. А пастухи в стародавние времена старались заключить с ними договор о том, чтобы скот оставался в целости и сохранности.
О Леших очень много написано в былинах и сказках. В одной из них рассказывалось, как Леший прилюдно утащил мужика в лес за то, что он, взбираясь на колокольню, выкрикивал ужасные ругательства.
Морок
Причина ночных кошмаров. Ночные кошмары часто сопровождают человека. А ведь доподлинно известно, что в мифологии славян имели место быть Моры (или мороки) — т. е. ночные кошмары. Они являлись в виде привидения или болезни, душевного расстройства, которые проявлялись во сне.
Наводить такие ужасы способны моры-мары. Так называют маленьких старушек, которые прядут, сидя у печи и бормочут так, что никто не слышит.
Морок нагнать под силу и колдуну. Сохранились целые повествования о том, как ночные мороки одолевали невесту в отсутствие жениха. Известна сказка, как солдат смог навести морок на царя, да так, что ему час годом показался, а царский дворец — то морем бескрайним, то лесом непроходимым.