Почему актёр Олег Видов эмигрировал из СССР?
Олег Видов был одним из популярнейших советских актёров. И одним из немногих, кому удалось сняться в зарубежных фильмах. Что же заставило заслуженного артиста РСФСР в начале 80-х тайно бежать на Запад?
Звезда иностранных фильмов
Родился Олег Борисович Видов 11 июня 1943 года в подмосковном Видном. Отец, Борис Николаевич Гарневич, был экономистом, мать, Варвара Ивановна Видова — директором школы. С детства мальчик увлекался музыкой и кино. После школы Олег поначалу работал электриком, однако в 1960 году сыграл свою первую роль в кино — крохотный эпизод в картине А. Салтыкова «Друг мой, Колька!» В 1962 году он успешно сдал экзамены на актерский факультет ВГИКа и был зачислен в мастерскую Юрия Победоносцева и Якова Сегеля.
Ещё студентом Видов снялся в «Метели» Владимира Басова, «Обыкновенном чуде» Эраста Гарина, «Сказке о царе Салтане» Александра Птушко. Причём в главных ролях! А в 1966 году датский режиссёр Габриель Аксель пригласил его на главную мужскую роль в фильме «Красная мантия» по мотивам древних скандинавских саг — актёр очень подходил по типажу, да и пробы оказались удачными.
В конце 60-х Олег женился на дочери генерала КГБ Наталье Федотовой — близкой подруге Галины Брежневой. Возможно, выгодная женитьба способствовала дальнейшей карьере актёра. Так или иначе, его и дальше стали приглашать сниматься в зарубежных картинах. В основном это были югославские фильмы — «Битва на Неретве», «О причине смерти не упоминать», «Яд»… Поистине звёздной стала для него главная роль в советско-кубинском фильме «Всадник без головы» (1971) по знаменитому роману Майн Рида. Особенно популярным стал этот фильм у советских подростков.
В 1973 году Видов поступил ещё и на режиссерское отделение ВГИКа. Параллельно с учёбой он продолжал сниматься в кино. Так, в 1974 году снялся в советско-японской картине «Москва, любовь моя», а в 1976 году — в фильме В. Алова и А. Наумова «Легенда о Тиле».
Опала
В 1976 году Видов развёлся с женой. Наталья не только запретила ему общаться с сыном Вячеславом, но и попыталась испортить его кинокарьеру. «Сверху» даже надавили на руководство ВГИКа, требуя, чтобы Олегу не выдавали диплом режиссёра. Тем не менее, он его всё же получил.
Видову перестали давать приличные роли. К тому же, большая часть денег, заработанных им на съёмках зарубежных картин, шла в государственную казну.
Олег Борисович стал задумываться об отъезде за рубеж, где он мог бы жить свободно, где бы его никто не «доставал»… Последней каплей стал запрет кинематографического начальства на заключение семилетнего контракта с итало-американским продюсером Дино Де Лаурентисом. Советские чиновники сказали: «Нам в Советском Союзе западные звёзды не нужны». Не разрешили актёру и играть Есенина в фильме британского режиссёра Карела Рейша «Любовники Айседоры». Рейшу сказали, что Видов якобы «заболел»…
В 1983 году Видова пригласили сняться в очередной югославской картине «Оркестр». Несмотря на опалу, ему удалось выехать в Белград по туристической визе. Оставшись в Югославии, он снялся в нескольких фильмах и сериалах. Однако в 1985 году родные «органы» разыскали его и потребовали, чтобы Олег в течение 72 часов вернулся в СССР. Друг, австрийский актёр Мариан Сринк, спрятал его в своем автомобиле и перевёз через границу в Австрию. Так Видов оказался на Западе, где попросил политического убежища. Из Австрии он перебрался в Италию, где встретил свою будущую жену — американского продюсера и журналистку Джоан Борстен. Вместе они уехали в США, где у них родился сын Сергей…
Наш человек в Голливуде
Олег Видов стал единственным из советских артистов, кому действительно удалось построить успешную карьеру в Голливуде. Его первой американской картиной стал фильм «Красная жара». Затем Видов снял короткометражку «Легенда изумрудной принцессы» для диснеевского канала и сам снялся в главной роли. Фильм получил приз нью-йоркского фестиваля. Последовали предложения от американских режиссёров. Он снялся в «Дикой орхидее», затем были фильмы «У времени в плену», «Любовная история», «Бессмертные», «Моя Антония»… В 1993 году Видов после долгого перерыва появился на российских экранах — в фильме «Три дня в августе» об августовском путче в России в 1991 году.
Сейчас Олег Видов продолжает писать сценарии и снимать фильмы. Последний фильм с его участием вышел в США в 2014 году. Похоже, бывший кумир советских кинозрителей вполне доволен своим выбором, сделанным много лет назад.