Много веков она скрашивает досуг человека, заставляет его рыдать, смеяться, грустить, радоваться… Ее струны задевают струны сердец и могут вызывать нежность и страсть… Как складывалась история гитары — инструмента, верой и правдой служащего человеку сотни лет?
Древние предки гитары
Прообразом гитары послужили примитивные щипковые музыкальные инструменты, распространившиеся в глубокой древности. Самые ранние из них появились в Месопотамии, примерно во втором тысячелетии до нашей эры. Сохранились скульптуры того периода, на которых изображены люди с небольшими инструментами, сделанными, судя по всему, из тыквы, и обтянутыми кожей. Но этому инструменту было еще далеко до современной гитары.
Существенный шаг к ней был сделан в Китае, в III- IV веке нашей эры. Тогда у предков гитар появился новый корпус, состоящий из двух дек и двух обечаек, соединяющих их. Этот корпус позволял вызывать волшебные звуки, которые невозможно извлечь из цельного корпуса.
Самым близким к современной гитаре был инструмент под названием «нефер» (что переводится как «красота»), созданный на Среднем Востоке. Отсюда он распространился по Азии и Европе. К IX веку этот инструмент получил название «китара», которое позже трансформировалось в «гитара». Интересно, что на всех языках гитара относится к женскому роду — из-за своей женственной формы и нежности звуков, которые можно извлечь из нее…
Богатый инструмент
В Европе гитара быстро прижилась и стала не только музыкальным инструментом, но и символом эпохи — про нее саму сочиняли романсы, изображали на картинах и скульптурах. Даже ангелы на многих церковных фресках имели в руках небольшие гитары…
В эпоху Возрождения гитара переживала свой золотой век. В одной из рукописей, датированной 1556 годом, есть такая фраза: «В моем раннем детстве большинство увлекались лютней, чем гитарой; но в последние двенадцать или пятнадцать лет все наше общество обратилось к гитаре; исполнители на гитаре сегодня чаще встречаются во Франции, чем в Испании».
Но Испания позже завоевала славу страны, в которой живут самые талантливые и музыкальные гитаристы. Форма гитары постоянно совершенствовалась. В музее Королевского музыкального колледжа в Лондоне хранится гитара, созданная в 1581 году неким Мельчиором Диасом. Эта гитара служит связующим звеном между гитарами XVI века и XVII века. Ее корпус был создан из палисандра, при этом дно слишком выпуклое, а деки крепились изнутри двумя пружинами.
Эта и многие другие гитары, изготовленные в то время, славились роскошью в своем убранстве. Корпуса их делали из ценных материалов: редких пород дерева, например, черного, слоновой кости, черепаховых панцирей. Кроме того, гитары декорировались богатыми инкрустациями.
Надо сказать, что инкрустации были изготовлены со знанием дела — они помогали извлекать более нежные и сильные звуки. Той же цели служили и декоративные розетки из прессованной кожи, украшающие корпус гитары. Стоили подобные инструменты очень дорого, и поэтому гитарами владели лишь серьезные музыканты, и использовалась она в основном в дворцах и роскошных особняках.
Но в XVII веке мастера начали изготовлять более дешевые гитары из обычных пород дерева и без всяких излишеств. И гитары вошли чуть ли не в каждый дом. Вот как гласит манускрипт того времени: «Гитара, или гитерна, — широко применяемый инструмент у французов и итальянцев, но особенно у испанцев, которые пользуются ею так безудержно, как никакая другая нация. Она служит музыкальному сопровождению танцев, которые пляшут, дергаясь всем телом, нелепо и смешно жестикулируя, так что игра на инструменте становится неясной и сбивчивой».
Музыкальный Людовик
Какое-то время из-за того, что гитары стали доступными даже беднякам, мода на них ушла из дворцов, но и сильные мира сего не смогли прожить без этого волшебного инструмента. Толчком к новой моде на гитару послужило увлечение музыкой французского короля Людовика XIV. Он учился игре на гитаре у знаменитого мастера Франческо Корбетты. По утверждениям современников, за полтора года король превзошел своего учителя и играл как бог. А что нравится королю, то быстро подхватывают его придворные — и в аристократических салонах Франции вновь зазвучали гитарные аккорды.
Но затем гитары опять отходят на второй план: с одной стороны, появляются новые, более совершенные музыкальные инструменты, а с другой — в Европе было слишком мало композиторов, способных создавать музыку для гитары.
Но во многих бедных и богатых домах гитары по-прежнему занимали свое почетное место, и человек, умеющий играть на гитаре, также вызывал уважение у остальных и был желанным гостем на любом празднике.
Бродячие артисты тоже с успехом пользовались гитарами, сопровождая свои выступления залихватскими песенками. Но гитара тем и ценна, что дает каждому то, что он хочет — и тому, кто хотел превратить ее в нежно-звучащий инструмент, она открывала свои тайны. Неслучайно, многие века было принято признаваться в любви под гитарные серенады…
Гитара — навсегда
В XIX веке гитара несколько усовершенствовалась, были открыты некоторые простые способы овладения техникой игры, и это вызвало новый всплеск интереса к этому инструменту. В то время появилась масса гитаристов-виртуозов, разъезжающих по стране с концертами, дающих уроки и сочиняющих собственную музыку. Имена этих мастеров, преимущественно выходцев из Испании и Италии, сохранились в истории: Фернанда Сор, Дионисио Агуада, Фердинандо Карулли, Мауро Джульани, Маттео Каркасси…
Благодаря этим людям зародилась школа игры на гитаре, появились методические пособия, сборники упражнений. И благодаря им гитара стала профессиональным инструментов — появились гитаристы, которые жили исключительно на сборы от своих выступлений, постоянно оттачивающие свое мастерство.
Вторая половина XIX века ознаменовалась появлением в Испании удивительного гитарного мастера Антонио де Торреса, которого называют «Страдивариусом гитары». Инструменты, созданные им, сейчас ценятся на вес золота, и любой гитарист считает за честь иметь у себя гитару от Торреса.
В XX веке гитара ничуть не утратила своих позиций, более того, еще больше укрепилась в мире музыки. Появились электрогитары, и инструмент могут услышать тысячи человек на открытых концертных площадках. Но при этом обычная, акустическая гитара так же популярна и в наши дни. Имена выдающихся гитаристов XX века известны каждому мальчишке — Джим Хендрикс, Ричи Блэкмор, Гари Мур…
XXI век поражает нас новыми технологиями, появлениями музыкальных игрушек и цифровой техники, но так же, как и сто и двести лет назад, мальчишки учат на обычной гитаре свои первые аккорды и, сыграв друзьям и подругам свою первую песню, видят зависть и восхищение в их глазах