Толпа первоклассников во главе с учителем и в окружении родителей.
— А сейчас загадываем свое самое заветное желание и на счет «три» отпускаем шарики в небо!
— Мама, у меня есть желание оставить шарик себе — Александр отделяется от тусовки.
— Да, — говорю, — так тоже можно.
— Раз! Два! Три! — командует учитель, — Кто еще шарик не отпустил? Отпускайте! Отпускайте!
— Спасибо, — говорит Александр, держа шарик — у меня уже сбылось, — и направляется с шариком в сторону дома…
Начали задавать домашние задания.
— Саша, достаточно, не надо дальше раскрашивать.
— Почему?
— Это вы завтра на уроке будете делать вместе с учителем.
— А мне нравится.
— Сейчас тебе еще задание по окружающему миру нужно сделать.
— Ну давай, я посмотрю, что там задано. Если это мне понравится больше, чем раскрашивать, то сделаю.
Эх, Санечка, тебе еще предстоит узнать, что в массовой школе аргумент «нравится» не первичен…
— Зачем писать «Ау»?! Я уже вчера писал «Ау»! Каждый день что ли это «Ау» писать?!
Ребенок гневно бунтует, размазывая слезы по глазам.
— Не пиши.
— Нельзя не писать! Учитель спросит, почему не написано!
— Давай я напишу?
— Правда?
— Правда. Я за тебя напишу «Ау».
Сашка, всхлипывая, засыпает у меня на руках…
Он спал с двух часов дня до семи вечера. Он проспал тренировку в шахматной школе… Я выводила «Ау», стараясь чтобы было похоже на Сашкин почерк. Ребенок был в таком состоянии, когда мотивировать на выполнение задания бесполезно. Лучше обнять и дать поспать…
Мы в тот год убрали все доп. занятия, чтобы справляться с нагрузкой в гимназии.
Разговоры за чашкой чая.
— Саша, а от чего тебе бывает радостно?
— Когда на дом ничего не задано и в прописи писать не надо
— А еще?
— Когда всего три урока, как в было в самом начале учебы, а не пять, как сейчас.
— А еще?
— Когда учитель заболел
— А еще?
— Когда выходные наступают
Шла середина самой первой четверти самого первого класса. Что-то не так с этой школой…
— Сань, а мне нравится твоя учительница. Она такая умная, ответственная, собранная
— Она никогда не улыбается и не шутит.
— Понимаю.
И мы вспоминаем позитивную воспитательницу из Сашкиной группы, которая осталась в детском саду. Она всегда улыбалась и много шутила.
Первое замечание в дневнике. «Бегал на перемене» Хорошо, что не на уроке.
— Вам нельзя на переменах бегать?
— Нельзя. Но мы бегаем. Пока учителя нет. Когда она уходит куда-нибудь далеко на другой этаж. Я сегодня не заметил, что она вернулась.
— Что теперь будешь делать?
— Я буду брать с собой книгу и читать на переменах, чтобы бегать не хотелось.
Думала спросить, как же двигательная активность и все такое… Но промолчала. Стало любопытно, неужели правда читать будет?
Второе замечание в дневнике. «Не следил за текстом в классе»
— Ты не читал текст?
— Я читал, только другое.
— Что другое?
— Ну, книгу… под партой держал… Я на перемене не успел главу дочитать, а там самое интересное
Круто. Он правда читает и ему интересно.
Третье замечание. «Заполняй дневник внимательно» В нескольких местах красной ручкой зачеркнуто «география» и надписано «окр.мир»
— Почему ты всегда пишешь география, если предмет называется «окружающий мир»?
— Потому что мне нравится география. Я хочу учить географию. А «окружающий мир» это почти география
Заполняя дневник на следующую неделю, он снова пишет «география». Он так хочет. Он упрямый. Жду нового замечания.
— Мамочка, я так устал сегодня. Можешь за меня форму аккуратно повесить.
— Можешь сегодня повесить ее не аккуратно, а как попало. Потому что последний учебный день. А за лето скорее всего она тебе станет мала.
У ребенка глаза заблестели
— А можно я ее брошу?
— Сегодня можно. Уже каникулы.
— Е-эээ!!!
Что тут началось. Он ее бросил несколько раз. Потоптался, поднял и еще раз бросил. А потом позвал собаку.
— Марта! Марта, ко мне! Лежать! Вот тут лежать! Поваляйся на моей школьной форме!
Примерно с такими же эмоциями мы после защиты диплома на 5 курсе жгли за студенческой общагой тетради с конспектами лекций… Успокаиваю себя: зато ребенок в контакте со своими эмоциями и имеет возможность их свободно выражать.