Главные легенды ВДНХ
Как бы ни называлось это легендарное место — ВДНХ или ВВЦ — оно и сегодня обладает особой энергетикой и хранит свои тайны.
Бункер
Мало кто знает, но на территории ВВЦ до сих пор находится бункер. Расположен он прямо под домом дружбы народов. Его вместимость — 300 человек, в состоянии готовности в нём есть всё необходимое для автономного проживания в течение двух суток, есть комнаты отдыха, комната для хранения провизии, комната фильтрации воздуха, а также кабинет для генерального секретаря. До 1971 года в бункере регулярно пополнялись запасы воды и провизии. Сейчас бункер находится в ведении МЧС и приводится в состояние готовности за 6 часов. За всё время существования бункера, им так никто и не воспользовался по назначению. Интересно, что из бункера ведёт подземный ход, который заканчивается под скульптурой Ленина, установленной перед павильоном. Именно поэтому скульптуру до сих пор не убрали.
Золотые девушки
Фонтан «Дружба народов», пожалуй, самый популярный объект ВВЦ. Бронзовые девушки, покрытые позолотой, олицетворяют, конечно, союзные республики, но девушек на фонтане 16, а республик СССР было 15. Это несоответствие объясняется «отпавшей» Карело-Финской республикой. На фонтане это девушка с ёлочкой. Убирать девушку не стали, так как фонтан бы мог утратить работоспособность после демонтажа. Первоначально фонтан назывался «Золотой сноп», поскольку был призван отражать тему изобилия социалистического сельского хозяйства. Однако название «Дружба народов», которое он получил буквально накануне открытия, всё же больше отвечало содержанию. Интересно, что одеть девушек в золотой наряд было приказано самим Сталиным: «Что ж у нас, на дев наших и золота не найдётся?»
Памятник-матрёшка
На месте ракеты, установленной у павильона «Космос», до 1951 года стояла огромная 25-метровая скульптура Сталина. Высота ракеты — 38 метров. Памятник Сталину был установлен на том месте, где изначально планировалось поставить памятник Ленину. Он стал одним из символов и даже был запечатлен во всех трёх кинофильмах о ВСХВ: «Подкидыш», «Светлый путь» и «Свинарка и пастух». Из двух последних, правда, впоследствии, кадры были вырезаны.
Любопытно, что изначально, когда готовили статую, был создан небольшой макет для утверждения. Уничтожить форму рука ни у кого не поднялась, поэтому маленькую скульптуру заложили во внутрь большой. Такая вот была матрёшка. После развенчания культа личности статуи были закопаны на территории ВДНХ.
Круговорот названий
Немного языковой мистики. До революции на той территории, где сейчас расположен ВВЦ, был ВВЦ, а именно Волостной выездной цирк. Летом шапито уезжало на гастроли, а осенью возвращалось в Москву. В народе говорили: «Вот приехал ВВЦ — будет праздник на крыльце!». В 1992 году, можно сказать, месту было возвращено его историческое название. Такая вот «игра слов».
От слов к «делу»
Существует достаточно распространённое мнение, что главный архитектор выставки Вячеслав Олтаржевский хотел создать не культурный, а оккультный центр СССР. Если посмотреть на план Олтаржевского, то можно увидеть, что площадь механизации напоминает солнце, а павильоны — девять планет. При этом постройки образуют православный крест. План Олторжевского изменили, а самого архитектора осудили и сослали в Воркуту. В лагере известный архитектор проектировал одноэтажные бараки для заключённых. Он вышел на свободу в 1943 году. Есть версия, что это произошло благодаря письму, которое опальный архитектор написал Сталину. Вернувшись в Москву, он лично консультировал Сталина по строительству высотных зданий. Говорят, что архитектор больше ни разу в жизни не посещал своё творение — Выставку Достижений Народного Хозяйства, вплоть до самой кончины в 1966 году.
No smoke
Со Сталиным связана ещё одна легенда ВДНХ. Во время строительства павильона «Грузия» генеральный секретарь приехал посмотреть на то, как идёт стройка. На территории стройки Иосиф Виссарионович решил закурить трубку. Подошедший охранник сказал Сталину, что курить в этом месте запрещено. Сталин молча убрал трубку. Достоверно не известно, какие чувства испытывал строгий охранник те несколько дней, пока к нему не приехали люди из Кремля. Ситуация разрешилась благополучно: охраннику вручили грамоту и денежное вознаграждение за хорошую работу.
Профиль Троцкого
Интересна история символа ВДНХ памятника Рабочему и Колхознице. Известная скульптура была изготовлена в 1937 году для павильона на парижской выставке. Фигуры транспортировали в Париж, разрезав их на 65 составляющих и разместив их на 28 железнодорожных платформах. Для сборки были направлены ведущие инженеры, слесари, монтажники, жестянщики и сварщики. Сборка скульптуры заняла 11 дней. Ею, кстати, восхищался Пикассо. Само создание скульптуры было очень непростым процессом. Мухина очень ответственно подошла к работе, постоянно вносила исправления, хотя сроки сдачи работы подходили к концу. Положение усугубляли доносы, которые писал директор завода Тамбовцев, обвиняя Мухину в саботаже. Кроме того, в складках юбки колхозницы он узрел «профиль Троцкого». Вероятно, именно слухами о «профиле Троцкого» был вызван ночной визит Сталина. Осветив скульптуру фарами автомобиля и не обнаружив «профиля», он остался доволен. В 1947 году «Рабочий и колхозница» стала брендом отечественного кинематографа — маркой студии «Мосфильм».
Ещё одна «городская легенда» утверждает, что для работы выставки была проложена специальная ветка метро — Бескудниковская. Говорят, что при помощи неё на территорию ВДНХ транспортировали будущие экспонаты, а также скот. Этим же путём после начала Великой Отечественной войны экспонаты вывозили с выставки. Неизвестно, существовала ли эта ветка на самом деле и, если существовала, что с ней стало сейчас.
Связана с ВДНХ и настоящая мистическая легенда. Касается она нынешнего павильона «Культура» (ранее — павильон «Узбекистан»). Сотрудники выставки утверждают, что беседка, расположенная рядом с этим павильоном, по ночам стонет. Крышу беседки держат 40 колонн, которые символизируют 40 жён Падишаха, правившего много-много сотен лет назад. После его смерти жёны-колонны начали стонать от горя. Происходит это исключительно в ночное время, поэтому обычным законопослушным посетителям услышать эти стоны так и не удалось — в ночное время вход на ВДНХ закрыт.